"Мне бы шашку да коня да на линию огня"
24 сентября барнаульская школа межэтнической журналистики провела онлайн-встречу с журналисткой, блогером и пресс-секретарем Терского казачьего войска, кандидатом филологических наук Натальей Гребеньковой из Ставрополя. Наталья работает с темой казачества с 2005 года, имеет в этой сфере обширный опыт. Кроме того, она реализует туристско-познавательный проект «Маршруты казачьего Ставрополья». Он поддержан президентским грантом.
Встреча проходила в формате видеозвонка, так что каждый из слушателей мог задать Наталье интересующий его вопрос по поводу казачества. Этой возможностью активно пользовался и руководитель барнаульской школы межэтнической журналистики Олег Геннадьевич Купчинский.
В ходе разговора эксперт рассказала ученикам школы о том, кто такие казаки, что их всех объединяет и почему мы можем считать казаков отдельным народом.
Великие воины прошлого
В самом начале своей истории казаки представляли собой группу степных воинов. О том, кем были казаки первоначально, Наталья ответила так:
- Существует много спорных теорий, но самое раннее упоминание казаков было в XII веке, тогда это были вольнонаемные воины.
Из русских же летописей известно, что уже в XIY-м веке группа казаков принесла Дмитрию Донскому икону Божьей Матери и благословила его на Куликовскую битву. Это свидетельствует о том, что казаки уже длительное время были известны на территории Руси как организованная военная сила.
- Группа никому не известных бродяг не смогла бы просто так прийти ко князю и сделать что-то подобное, – уточняет Наталья.
А основы уже того казачества, которое обычно представляет себе современный человек, зарождались в Золотой Орде. Ордынцы брали у славян дань кровью – угоняли каждого десятого мальчика в степь, там обучали их как степных конников. Со временем дети перенимали часть тюркской культуры и языка. Отсюда название казачьих званий – есаул, сотник. Все идет из ордынской военной культуры.
В противовес этой версии в Советском Союзе была высказана теория о том, что казаки – это большая общность беглых крестьян. Наталья опровергает эту версию:
- Если посмотреть на приемы, используемые казаками в бою, то становится ясно, что они заимствованы у Орды, простые крестьяне не могли так драться. Представьте: крестьяне бегали-бегали и вдруг становились супервоенными с супернавыками конников. Очень сомнительно. К тому же казаки часто сражались с превосходящими их силами, обычные крестьяне на такое были не способны.
Позднее из казаков формировались полноценные войсковые части.
- Когда казаки становятся полноправными войсками, мы можем говорить об их сословной организации, они стали считаться сословием и встраивались в систему сословий империи.
Таким образом, можно сказать, что казаки в древности – это вольные степные воины, во времена царства и империи – полноправные профессиональные войска.
Процесс изменения статуса казаков происходил плавно и всегда под влиянием государственной власти, отметила Наталья Гребенькова.
Со временем у казаков забрали автономию, отменили собственное законодательство, а их воинские звания подогнали под стандарты общепринятых в российской армии. Позже казаки стали получать дворянские титулы. Некоторые из них получили право владеть крестьянами.
Так в среде казаков складывалось определенное неравенство. Одни казаки становились богаче других и больше походили на дворян, чем на “степных воинов”, которыми казаки были раньше.
Казаки – отдельный народ?
К сожалению, в наше время сами казаки не могут определиться с тем, кем они являются. Из этого, по мнению Гребеньковой, вытекает множество противоречий, в том числе по поводу того, является ли казачество отдельной национальностью или они такое же сословие, как, например, дворянство или духовенство.
Зато говоря о том, какие у казаков корни, сомнений не возникает:
- На данный момент известно, что казаки – это безусловно славяне с какой-то примесью тюркской крови. Поскольку они взаимодействовали на южных границах, то имело место быть такое смешение.
На вопрос, являются ли казаки отдельной национальностью, эксперт ответила так:
- Теоретически да, люди могут считать своей национальностью свою самоидентификацию. Если у людей есть язык, фольклор и своя история, то я могу об этом говорить. Для меня казаки – это народ, который не смог в полной мере развиться, как, например, белорусы или украинцы, но который является важной составной частью русского народа.
В конце встречи прозвучал вопрос, что объединяет казаков Сибири, Дальнего Востока, Оренбурга и Юга России. На это Наталья дала интересный ответ:
- Колыбель казачества – это Дон. Казачьи люди по своей природе путешественники, они не могли сидеть на одном месте, поэтому они вставали и шли. Сибирь, например, присоединял Ермак – донской казак, почти все казаки изначально были либо донскими, либо запорожскими. Те кто заселили Амур, Забайкалье – это тоже донцы, они уже потом там обросли… В итоге мы получили, как до революции говорилось, 12 казачьих войск – жемчужное ожерелье в короне Российской империи.
Напутствие для межэтнических журналистов
Завершая продолжительную беседу, Наталья Гребенькова дала всем ученикам нашей школы очень важный совет:
- Никогда не ведитесь на стереотипы, старайтесь больше читать. Чем больше вы будете уходить в историю, тем больше вы найдете ответов на то, кто мы – все ответы там есть.
На этом наше знакомство с казаками закончилось. Каждый из учеников нашей школы узнал для себя много новой информации и наметил пути для собственных исследований в этой теме.
Илья Ширинов
Фото Евгения Налимова
27.09.2021