По ту сторону жизни: уресы и пугающие ручьи
Тема смерти – одна из самых табуированных в современном обществе. О том, что находится по ту сторону жизни, не принято говорить во время прогулок, встреч, ужинов, светских бесед… Да и признаться, большинство людей избегают одной мысли о старухе с косой.
Да, тема страшная, но одновременно и притягательная. Неспроста жанр «ужасы» имеет значительную аудиторию, а новости о катастрофах и бедствиях вызывают огромный, хоть и не всегда здоровый, интерес у читателей и зрителей.
Именно запретность и загадочность темы рождают мифы, истории, суеверия. В фольклоре каждого народа найдутся обряды и приметы, связанные с упокоением человека. Так, если верить «Google», дух алтайского шамана являлся к родственникам на третий или седьмой день, давая о себе знать звуком удара в бубен. А у славян скорую смерть символизировал привидевшийся огонёк свечи в лесу или на кладбище.
У нас же, коми-ижемцев, бытуют истории об уресе.
Расскажи мне, бабушка
Зима. Несколько дней своих школьных каникул провожу в гостях у прабабушки. Вечера коротаем за рассказами о её военном детстве, работе в коровнике и лесу, замужестве… Бабушка сидит рядом на диване, вяжет очередную пару шерстяных носков (одни уже заботливо натянуты на мои ноги) и монотонным полушёпотом сказывает свою жизнь. Рассказывает как будто больше себе, уходя далеко от реальности и, наверное, видя картинки из прошлых лет. Спицы размеренно цокают в её руках.
– А корке Анатоль прадедыдлысь урессэ аддзылі (А однажды я увидела урес твоего прадеда Анатолия), – продолжает свой рассказ бабушка. Незнакомое слово моментально выводит меня из сонливой задумчивости:
– Бабе, а мый тая? (Бабушка, а что это?)
Оказывается, урес – это дух, двойник человека, который может явиться к родным незадолго до его смерти.
Прабабушка рассказывала: просыпается она как-то ночью и видит, что дед Анатолий стоит и чешет спину об край печки (привычка у него такая была). Только она успела подумать, почему дед не спит средь ночи, как услышала его храп за стенкой. После этого фигура у печки исчезла сама по себе. А через несколько дней деда не стало.
В таких случаях говорят, что это урес выходил из тела и приходил навсегда попрощаться.
– Таес мы кыылі же. Уна вед татшемыс вӧӧлі. (Эту историю я тоже слышала. Много таких случаев бывало), – недавно подтвердила бабушка Галина Анатольевна.
– Бабе, висьтоо. (Бабушка, расскажи), – ответила я и приготовилась покрываться мурашками от её рассказов.
А Евся шор всё течёт и течёт
Между деревнями Усть-Ижма и Малое Галово, прямиком меж двумя кладбищами, течёт Евся шор (ручей Евся). Непростой он. Много чего там людям (при)виделось.
Наша тётя рассказывала: идёт она как-то вдоль ручья, смотрит – шагают деревенские парни Геня и Андрей. На плечах у них вёсла. К реке, значит, спускаются. Прошли прямо перед носом тёти. Она даже не испугалась – идут себе ребята и идут. Но вскоре парни просто исчезли, испарились.
Оказывается, тем днём они поехали на тракторе сеять поля. Оба утонули в реке Печоре, в очень далёком месте от ручья Евся. Получается, тётя Галина физически не могла их там встретить.
– Галь тьӧтыд быдсемасэ висьтооліс (Тётя Галя всякое рассказывала), – продолжала бабушка.
Говорят, в детстве она под гробом прошла, с тех пор уресы её и тревожили. Много смертей она предвидела.
А ручьи пугающие едва ли не в каждом селе есть. Места сами по себе мистические. Лошади, например, там проходить не могут. На подходе к ручью встают на дыбы, ржут и дальше не идут. Возле такого ручья лошадь однажды сама по себе распряглась. Упряжь ни с того ни с сего со звоном на землю упала.
Словари молчат
После рассказов бабушки захотелось заглянуть в словари и узнать больше о слове «урес». Оказалось, в коми литературном языке слова с таким значением нет. А вот так трактует словарь диалектов коми языка: «урес – иж.; уст. призрак покойника, привидение, двойник человека». Поговорила я со сверстниками и из других районов нашей республики. О таком слове и явлении они не слышали.
Конечно же, с современной точки зрения все эти истории объяснимы. Фольклористы могут сказать, что у страха глаза велики. Психологи – привести доводы по Фрейду, что всё это приснилось, привиделось, почудилось. Геологи могут раскопать (ну а вдруг!) галлюциногенные вещества вдоль этих ручьев, а биологи – объяснить их воздействие на человека. Но местные старожилы искренне верят в мистику всех этих историй и рассказывают их из поколения в поколение.
И как тут разберёшь, чья же реальность реальнее?
Ирина Терентьева
24.09.2021