Эффект этнобабочки

Эффект этнобабочки

Может ли журналист предотвратить конфликты и войны и помочь народам объединиться? Мы отправили своего специального корреспондента на машине времени в прошлое.

Майя Королюк встретилась с Владимиром Красно - Солнышко и попыталась разрулить осетино-ингушский конфликт.

Как пережили встречу с журналистом Красноярской школы межэтнической журналистики Русь, Советский союз и современная Россия.

Я глубоко убежден, что если вашей целью является изменение мира, журналистика – это самое действенное и быстрое оружие для этого…

Т. Стоппард

Народ – в этом звучном, необъятном слове слилась вся самобытная сила таинственного национального мира, понятного и гостеприимного лишь для его представителей. Веками в нём рождалась душа культуры, создавались многогранность и богатство родной речи, крепчали традиции и родственные узы между людьми, которые оберегали свободу и неприкосновенность своего этноса.

Величие этого обособленного мира сурово, а нравы и быт уникальны и неуживчивы. Народ существовал и существует по собственным правилам и законам, он сам решает свою историческую судьбу, не оглядываясь на своих соседей.

Но ведь и там, за неприступными стенами одного национального мира, находится жизнь иного этноса, который также упорно настаивает на своём превосходстве. Когда волею судеб они сталкиваются, равновесие найти сложно. Один народ отрицает особенности другого, другой затаивает обиду и живёт чувством мести, передавая вражду через поколения. Появляются насмешки над цветом кожи или разрезом глаз и уже невозможна соседская дружба. На первое место выходят корысть, подлость и жестокость.

 

Мир погружается в хаос. Рождаются конфликты и распри. Начинаются захватнические войны, бывшие союзники предают друг друга. Они одержимы идеей господства и золотом. Вместо дружеской улыбки - оскал, в глазах - сопротивление.

Веками люди не могли договориться друг с другом и встать на тропу примирения. Движимые яростью, сильные правители не слышали своих противников, лишь в очередном запале, вместе с гонцами, они отправляли врагам новые угрозы и предупреждения. Переговорщики же, которых посылали для установления мира, сообщали правду своего народа, не слушая мнение соперников.

Даже столетия спустя, когда эта важная миссия была возложена на плечи дипломатов, многие этнические конфликты так и не были разрешены.

Возможно, если бы за это взялся неравнодушный человек, который смог бы сравнить, проанализировать и подытожить, вынести на общий суд, выслушать, принять или отвергнуть, всё сложилось бы иначе и многие недопонимания не волновали бы эпохи… Взялся бы за это, например, отважный и грамотный журналист…

Восстановить этническую справедливость возьму на себя смелость я, поскольку мэтры газетного пера занимаются более важными вопросами.

Давайте представим, что мы оказались в нескольких проблемных ситуациях. Попробуем разрешить серьёзные этнические конфликты.
При помощи этого эксперимента докажем, что необходимо правильное и осторожное освещение темы журналистом.

Я буду рассказывать о тех действиях, которые я бы совершала, будучи журналистом, вовлеченным в этническое противоборство. Я расскажу о тех материалах, которые вышли бы из-под моей руки, если бы я освещала ту или иную проблему.

Итак, у меня есть машина времени и я отправляюсь в 988 г.

 

Перед нами – эпицентр одного из самых серьезных религиозных конфликтов в отечественной истории. Князь Владимир, вдохновлённый идеей установления общей веры на Руси, решил отказаться от язычества и привести народ к единобожию.

К правителю начали приходить послы: волжские булгары предлагали принять ислам, хазарские иудеи рассказывали о величии иудаизма, византийцы говорили о христианской вере. Князь одним лишь рассказам верить не стал, и случилось «испытание вер», согласно которому ближайшие бояре Владимира побывали на разных богослужениях.

Волжских булгар отвергли сразу, поскольку в их вере запрещалось пить вино. Покорила бояр христианская вера, поэтому и решил Князь крестить Русь по греческому обряду.

Языческая Русь на это была не готова. Люди не хотели обменивать дорогого сердцу Перуна на заморское крещение. Началось противостояние, смерти и разрушения. Людей обращали в новую веру насильно. Появились тайные идолопоклонники, начались преследования.

Сейчас конфликтологи объясняют происходившее этнопсихологическим фактором. Это – внезапное, жестокое нарушение привычного образа жизни, культуры, ценностных и традиционных норм. В такой ситуации противоборствовать могут и соотечественники.

В этом, с точки зрения журналиста, кроется источник затяжной «войны вер». Но я готова помочь Князю Владимиру.

Если принять мотивы правителя, они понятны и объяснимы. Он хотел укрепить свою власть, привести население к единой вере и не отставать от заморских стран. Также свою роль сыграло желание жениться на царевне Анне из Византии, девушку согласились отдать только при условии, если Владимир будет с ней одной веры.

Но причины стремительных перемен были неясны жителям, они искренне держались за привычных идолов и даже ценой собственной жизни не хотели расставаться с духами природы.

Население в те годы было малограмотным, листовок и книг нет. Но выход есть - ораторское искусство.

 

Попробую, как царский журналист от лица Владимира – объяснить народу, какие достоинства есть в вере, к которой их приобщают. Расскажу о храмах, красивых службах и интересных традициях. А главное расскажу о Христе, ведь ни в одной другой религии Бога не называют словом Любовь. И ни в одной другой вере, Бог не идет на смерть ради человека. После этого многие бы добровольно пошли креститься.

Буду устраивать пресс-конференции на главных площадях в разных городах. Пусть Владимир лично объясняет свою позицию и призывает население последовать его примеру. Непосредственное обращение власти к народу порой многое меняет. На этой же встрече граждане могли бы задать свои вопросы и высказать собственное мнение.

А если бы к тому времени все таки была пресса, я бы опубликовала материал, в котором рассказала о «новой» вере и провела бы сравнила бы разные точки зрения.

В своих материалах я бы призывала Владимира сделать переход в новую веру добровольным, то есть представители населения, которые не были убеждены в необходимости принятия христианства, могли бы остаться язычниками или быть причастны к двум верам.

Я бы рассказывала о византийцах и их опыте, поясняла позицию правителя и народа, разъясняла особенности христианской веры. Я смогла бы создать благоприятную атмосферу, которая в такой переломный для страны момент помогла бы преодолеть разногласия и не допустить жестокость. И может быть, все сложилось бы по-другому.

Путешествие в эпоху принятия Христианства на Руси заканчивается. Неумение общаться с народом и уважать его мнение может обернуться трагедией.

Следующая остановка - Советский Союз, а точнее время его распада.
Господствует здесь этнотерриториальный фактор. Разные народы претендуют на одну землю.

1992 год. Осетины и ингуши спорят из-за Пригородного района в Северной Осетии.

Исторические и этнографические материалы свидетельствуют, что представители обеих национальностей обитали в районе Владикавказа смешано. Но это не помешало бывшим союзникам посчитать друг друга агрессорами.

В октябре произошла серия убийств, вследствие чего было принято решение провести границу между Северной Осетией и Ингушетией, тогда район должен был бы принадлежать Ингушетии, на что отрицательно отреагировала Осетия. После этого последовали кровавые преступления, всколыхнувшие общественность. В ночь с 30 на 31 октября начались реальные боевые действия, которые смогли завершиться благодаря вмешательству федеральных войск. Затяжные столкновения закончились бегством ингушского населения Владикавказа и Пригородного района. Однако политические отношения между конфликтовавшими сторонами остаются напряженными и сегодня.

Спецкорреспонденты «Коммерсанта» писали:

«Результатом же «разъединения» стал полностью вымерший и выжженный Пригородный район, из которого депортировано всё 30-тысячное ингушское население. Неподалеку от посёлка Алкун на горных тропах в Ингушетии мы видели поток ингушских беженцев из Северной Осетии, не прекращающийся со 2 ноября. Люди шли днями и ночами под снегопадом и дождём. Многие раздеты, лишь маленьких детей заворачивают в одеяла. Эту тропинку ингуши назвали «тропой смерти», на ней уже погибли, сорвавшись в ущелье, десятки женщин и детей, несколько десятков мирных жителей погибли от переохлаждения. Были случаи родов и выкидышей в горах. Помощь беженцам осуществляли на голом энтузиазме ингуши-соплеменники по другую сторону границы».

Ситуация весьма сложная как для журналиста, так и для властей, поскольку историческая правда, как известно, у каждого своя. Практически невозможно было бы увидеть противоборствующие стороны, а именно вооруженных людей, пожимающих друг другу руки, поэтому я бы действовала через население.

Обратилась бы к президенту и властям обоих народов с просьбой публичного выступления и переговоров с жителями, которые непосредственно в столкновениях не участвуют.

 

Я бы сосредоточилась в основном на женском населении, поскольку их сыновья, мужья, братья брались за оружие, а женщины, как мне кажется, могли бы повлиять на своих мужчин.

В материалах говорила бы об историческом единстве, о возможности мирного урегулирования, равного разделения земель. Полезной была бы серия материалов о последствиях конфликта – истории пострадавших, фотографии разрушенных зданий. Эта ситуация действительно непростая, самое главное здесь не навредить.

Но давайте вновь вернемся в современную Россию.

Часто причиной этнической розни становится то, что коренные народы не принимают «чужеземцев». Высказывание «Россия для русских» весьма популярно.

Самые громкие конфликты связаны с противоборством русских и «иностранцев».

Такое столкновение произошло в Москве. 300 россиян, вооруженные металлическими прутьями, избивали торговцев из Азербайджана, в результат погибли три человека.

В следующей ситуации принимали участие 400 человек – поводом для выяснения отношений между русскими и чеченцами стало изнасилование представителем кавказской диаспоры местной девушки.

И таких случаев тысячи. Некоторые россияне заявляют, что боятся выходить на улицы в определенных районах страны, а женщины страдают от недостойного поведения мужчин некоторых национальностей.

Как журналист я бы сделала серию материалов о том, что «гостям» и «соседям» нужно понимать, что они должны вести себя в России также порядочно, как и на родине. В противном случае коренные жители испытывают дискомфорт и чувствуют опасность.

 

Полезной бы стала информация о традициях и правилах поведения россиян, которые помогут приезжим не переступить черту.

Для местного населения я бы предложила статьи о вреде предубеждений. Я бы говорила о том, что желание показать превосходство над «гостями» лишь отдаляет возможный мир и спокойствие.

Путешествие в прошлое закончилось. Было невероятно тяжело наблюдать, как ломаются жизни и отдаляются друг от друга народы. Я поняла, что журналисты могут если не предотвращать трагедии, то хотя бы изменять отношение конфликтующих сторон к ситуации.

 

Менять уже устоявшееся сложно. Но если стучаться во все двери, разбираться в причинах и предвосхищать последствия, можно достигнуть понимания и духовного единства.

И журналистика сможет стать тем инструментом, который защитит хрупкий мир этноса от войн и розни. Сам же журналист будет источником справедливости, он будет добиваться равновесия и взаимного уважения народов. История повторяется, но не повторить разногласия возможно.

Майя Королюк

Иллюстрации Инги Дзерановой

Материал опубликован на странице ТВ СФУ  ВКонтакте.

10.09.2021