Не чужие, а просто другие...

Не чужие, а просто другие...

«Я живу в общежитии с киргизом. В некоторых моментах он меня не понимает. Например, как можно называть преподавателя не по имени и отчеству, а по фамилии. Для него это проявление неуважения к человеку, который старше».

 «С детства я стеснялась того, что наполовину татарка и говорила, что я — русская. Это было связано с тем, что меня обзывали «чуркой» в детском саду. Я даже стеснялась говорить имя своей мамы, чтобы никто не понял, что она нерусская... К сожалению, даже в 21 веке всё еще есть предвзятое отношение к людям разных национальностей. Я мечтаю навсегда изменить это».

 «Я считаю, что признание принадлежности к какому-либо народу в наше время становится важным, так как на кону стоит сохранение специфики культуры, обычаев, традиций. Без этого человечество рискует стать безликим и неколоритным».

 «В детстве я часто слышала такие этнонимы как шорец, татарин и т.д. Для меня это было что-то вроде клички, не было никаких ассоциаций и никаких стереотипов. Это было не пренебрежение, а низкая осведомленность. И хотя в школе было краеведение, все оно сводилось к рассказу о том, как русские заселяли земли. Никто не рассказывал про коренные народы, никто не спрашивал о наших корнях».

 Вот такие мотивационные письма мы получили, набирая группу в шестой по счету сезон Школы межэтнической журналистики в Томске. Традиционно студенты двух факультетов —  журналистики и факультета исторических и политических наук Томского государственного университета составили костяк группы.

 На первом занятии мы познакомились, поговорили о специфики этно-журналистики и даже придумали маршрут будущей этно-экспедиции. Новоисламбуль — деревня в 180 километрах от Томска. Основана в начале прошлого века казанскими татарами, переводится как «будь в исламе», но уже почти утратившая старые традиции.

 Впереди два месяца, насыщенных встречами с экспертами, поездками, теорией и практикой. Поехали!

 Из мотивационного письма Никиты Кудряшева — студента Томского государственного университета, факультет журналистики, 3 курс:

 — Тема межэтнических отношений интересовала меня с детства. Я родился в Амурской области: регион русский, монокультурный, не так давно заселённый людьми… Но — приграничный! Все мы жили в тесном контакте с Китаем. Скататься в соседний город Хэйхэ на шоппинг было обычным делом на выходные, а китайский был обязательным предметом в старших классах гуманитарного профиля. Увы, мы с семьёй переехали в Томск до того, как я смог сказать по-китайски хотя бы «Все люди — братья!»

 Но интерес и уважение к чужим культурам остались во мне и после переезда. Да и вообще, почему чужим? Другим, конечно же, просто другим. От чужого хочется отгородиться, а другого — постараться понять и принять. И обнаружить в конце концов, что схожестей у нас куда больше, чем различий. К сожалению, не всем близка эта точка зрения. Многие вбили себе в головы, что все люди иных культур и национальностей — чужие. И если это убеждение подпитывалось с детства и засело глубоко в мозгу, то ни один прочитанный текст, ни один просмотренный фильм эту позицию не изменит.

Это проблема нашего общества. Мир глобализируется, и люди, продолжающие переносить систему «свой-чужой» на межнациональные отношения, будут лишь стопорить прогресс, и сами в итоге окажутся им же сметены. Их позиция окажется проигрышной и для общества, и для них самих — разве хорошо прожить жизнь в параноидальном недоверии к соседям-чеченцам и в мыслях о том, что коллега-японец вас ненавидит? Для России эта проблема ещё актуальнее: согласно прогнозам демографов и социологов, доля русского населения ближайшие десятилетия будет неуклонно снижаться. Нам надо научиться жить в мире.

 И журналисты, работающие над межэтнической проблематикой, могут стать лучшими учителями. Не для тех, кто видит вокруг одних «чужаков». А для тех, кто ещё открыт к принятию другого, кто понимает, что для кого-то и он — Другой. Или для тех, кто всё уже понял и просто ищет поводов ещё раз поразиться многообразию культуры, тому, как по-разному можно жить на одной планете, в одной стране, даже в одном городе.

Вот одним из таких учителей мне и хотелось бы стать.

15.09.2021