Пим и коопим
В воскресный день по Пскову шла женщина. На ней было много серебряных украшений: кольца, браслеты, а на шее странное ожерелье с перевёрнутой воронкой вместо подвески. На голове платок узлом снизу. Она спешила на автовокзал, где взяла билет на ближайший автобус до Печор…
В Печорском районе Псковской области проживает коренной малочисленный народ сето. Согласно переписи населения 2010 года – 123 человека (а всего в России по той же переписи насчитывается 214 сето).
Их предки встречали на псковской земле Трувора - одного из отцов-основателей Древней Руси. Считается, что произошли они из финно-угорских племен, некогда проживавших в Прибалтике.
Маленький народ сето сохранил свою самобытность несмотря на многовековую жизнь среди других культур.
… В автобусе женщина ослабила узел своего платка: оказалось, что на ней не было сережек, а цепочка на шее была собрана из монет с чьим-то царственным силуэтом.
Она не доехала до города: вышла раньше, у поворота в Мальскую долину, - и пошла дальше пешком…
В деревне Сигово (правильно делать ударение на втором слоге) Печорского района находится музей-усадьба народа сето. О сетоском укладе увлекательно рассказывает хранительница этого музея Малле Богачёва (в девичестве Пииримяги).
С её слов, представители народа сето всегда жили в мире и согласии с местными русскими. Выращивали лен, варили сыр, занимались земледелием и животноводством.
И только рыбу ловить не любили, потому что «в воде нет веточки, за которую можно было бы ухватиться».
Украшения сето делали из царских монет. На сетоской женщине должно быть очень много серебра. «Женщину народа сето сначала слышно, а потом видно» - говорит Малле, цитируя старинную сетоскую поговорку.
Только серёжек сетоские женщины не носили.
… Шла она к православной церквушке, где уже собрались другие женщины в такой же одежде. Сегодня там собралось много её друзей и родных. Некоторые из них говорят по-русски, но с акцентом. Женщина дождалась начала службы и вошла в храм, где священник начал читать молитвы на эстонском языке.
Сето исповедуют православие, а библию читают на эстонском языке. Ведь у сетоского языка нет своей письменности и он передаётся из поколения в поколение только в устной традиции.
Сето прививают его своим детям между делом. «В кастрюлю нужно налить молоко - это «пим». Дети повторяют. Потом добавляем творог – получается «коопим» - объясняет Малле.
По звучанию сетоский язык похож на эстонский, но у него есть особенности.
В 2009 году ЮНЕСКО включил язык сето в «Атлас исчезающих языков мира».
Женщина с серебряной воронкой на груди зажгла свечку и тихо встала позади священника…
В здании, отстроенном после пожара, который случился в 16 веке, под одной крышей разместились церкви Онуфрия и Рождества Христова.
В последней и проходят службы для сето на эстонском языке.
«Когда я венчалась, для моего жениха читали молитвы по-русски, а для меня – по-эстонски», - вспоминает Малле.
В 14 веке сето верили в бога Пеко, крестным отцом которого, согласно древней легенде, был Иисус Христос, а крестной матерью – Пресвятая Богородица. Но сейчас о Пеко напоминают только сетоские легенды и придания. Никто ему уже давно не молится.
Однако сето и по сей день называют полуверцами - из-за того, что изначально они перемешивали православие со своими древними языческими верованиями. Ведь представители этого народа верны своим обычаям и берегут их несмотря ни на что.
… После окончания службы женщина с воронкой на груди отправилась назад. Её ждала жизнь в большом городе среди людей множества других национальностей. Там она будет одеваться в современную одежду и говорить на чужом языке. Но в глубине души останется дочерью своего маленького народа. И когда она будет наливать молоко своему ребёнку, то скажет: «Это пим. А если добавить творог, то получится коопим».
Сергей Самойлов
10.12.2020