Семь чудес Ростовского кремля

Семь чудес Ростовского кремля

 

А приезжайте, гости, в град Ростов Великий да подивитесь на чудеса невроятныя, невиданныя. А что за тайны хранит наш детинец славный, белокаменный, тёсом серым крытый, узнаете вы из сказа примечательного, который далее пойдёт. 

Олень да лев в металле застывшия

В трапезную, государские хоромы или красную палату, на втором этаже здания ведёт крыльцо. Оно двухшатровое с высокой теремной кровлей, наверху два флюгера. Первый – олень, герб города Ростова, который впервые появился в XVII веке при правлении Михаила Фёдоровича, второй – лев, – символ царской власти. Во времена Киевской Руси Ростов – далекая окраина. Князья наведываются сюда редко, правят через своих посадников. Первым отдельным князем Ростова стал Юрий Долгорукий. Он значительно расширил и укрепил границы княжества. Именно при нем Ростов получает титул Великий. В то время город входил в пятёрку крупнейших, уступал по величине только Киеву и Новгороду.

А крыльцо с двумя гербами очень любят режиссеры. Здесь снимали «Иван Васильевич меняет профессию», «Кровавую барыню», «Раскол» и еще 50 фильмов.

Звоны дивные земли Ростовской

 На территории кремля, к юго-восковку от Успенского собора находится звонница XVII века. От пролетов звонов до земли в ней сплошные пустоты – это хороший резонатор. В тёплую погоду колокола слышно на расстоянии 17 километров. Распространение звука так далеко возможно благодаря глади озера Неро. 

 По лестнице с правой стороны здания можно подняться наверх. Её можно заметить по маленьким окошкам на фасаде здания. Всего на звоннице 15 колоколов, хотя до XVII века было лишь 13. Самый большой носит имя Сысой в честь отца строителя ростовского кремля Ионы III, который был митрополитом Ростовским и Ярославским. Поёт Сысой по большим праздникам, раскачивает его язык весом в полторы тонны один звонарь. Ещё один колокол – Полиелейный.  С греческого это переводится как «многомилостивый», так называли колокола с бархатным голосом. Он был отлит Филиппом Андреевым, работы которого звучат с колокольни Ивана Великого в Москве. Его же рукам принадлежит и Лебедь, получивший своё имя за голос, схожий с криком птицы. 

 Есть на звоннице и маленькие колокола. Красный имеет красивое звучание. Голодарь звонит только в великий пост. Баран – самый древний колокол звонницы 1654 года отливки, названный так за вибрацию. Козел, отличавшийся нестройностью с остальными колоколами, когда-то висел недоделку, но разбился. Сейчас его заменяет Тихоновский колокол, отлитый в начале XX века.  

 

А ещё на звоннице есть четыре колокола без названия и два маленьких «Зазвонных». Колокола можно услышать в восемь утра и в пять вечера. В действие их приводят три звонаря.

 

 Узоры исконно русские да в печи обожжённые

Финифть – разновидность эмали. Она была известна в Древнем Египте, затем попала в Византию и в Россию. Впервые финифть на нашей земле упомянута в Ипатьевской летописи 1175 года. Известность приобрела с середины XVIII века. Ростовские мастера по заказу церкви изготавливали пластины из финифти и украшали предметы церковного обихода. Религиозная тематика была главной в этом виде искусства до 1930-х годов, со сменой власти стали другими и мотивы: на изделиях всё больше появлялись сюжеты сказок и былин, цветовой орнамент для бижутерии и аксессуаров. В 90-е годы религиозный жанр возвращается в роспись, а завод финифти в Ростове освещается. 

Сначала мастерские располагались на территории Ростовского кремля. Но сейчас финифть изготавливают на окраине города. А вот полюбоваться и прикупить себе кольцо, серёжки или подвеску можно рядом с кремлёвским валом на постоянной ярмарке.

На заводе осуществляется полный цикл производства. При этом сохраняется древняя традиция производства финифти. Эмаль производят не только в России, однако только в Ростове это делают старинными методами. 

1. На фабрику приходят листы меди. Раньше их выколачивали, а сейчас штапмуют под любую форму и размер, выгибают для большей прочности. 

2. На эту форму наносят эмаль – особый вид стекла с добавками с подмосковного завода, которое раскалывается и перемалывается до пудры. 

3. Покрытая с одной стороны эмалью пластина отправляется в печь на обжиг. Затем то же самое проделывают с другой стороной.

4. Художник подбирает палитру под каждую работу индивидуально. Он высыпает имеющиеся цвета на стекло и размешивает с индустриальным машинным маслом до состояния жидкого пластилина. Беличьей кистью наносит на платину рисунок.

5. Дальше изделие отправляется в печь на обжиг. Эмаль плавится и краска проникает внутрь. После того, как пластина остывает, наносят второй слой, повторяют процесс и снова прописывают. По большей части делают пять-шесть прописок. Чем больше обжигов, тем пластина подвергается деформации. Иконы и другие предметы церковного обихода – самые сложные по исполнению и требуют гораздо больше времени. 

6. В итоге появляется яркая гладкая поверхность, которую вставляют в серебряную оправу. Золото востребовано в церкви, но финифть в украшениях смотрится лучше в лунном металле. В советское время пытались делать в медной, но смотрится не так красиво.

– Я никуда специально не ходила, сама научилась писать финифтью, – рассказывает мастер по росписи Настя. – Училась в Ростовском педколледже на художника. По первости было сложно, но спустя три месяца, сколько я работаю, уже хорошо получается. В отличие от бумаги тут краски больше растекаются, можно легко смазать, переборщить с маслом и будет слишком водянисто.

«Чёрный» промысел в Ростове Великом

Игрушки из глины и дыма – одна из визитных карточек Ростовского Кремля. Производят черные блестящие изделия по старинной технологии – вручную, без многочисленных обжигов: глину разводят до сметанообразного состояния и заливают в гипсовую форму. Затем заготовку натирают маслом, с помощью металлической спицы лостят – придают блеск – и обжигают в печи при температуре 800 градусов. Из-за отсутствия воздуха в печи появляется дым, который соединяется с поверхностью глины, и изделие становится черным и блестящим. Отсюда и название – чернолощеная керамика.

В X веке при раскопках археологи находили детские игрушки-свирели, которые были выполнены в этой технике. Сегодня мастера ими не ограничиваются, а создают посуду, подсвечники, панно, сувенирную продукцию.

Чудо чудное, диво дивное – храм-корабль

Построенная в конце XVII века церковь Богоматери Одигитрии отличается убранством от всех остальных сооружений Ростовского кремля – она выполнена в «Нарышкинском стиле», популярном в то время. Храм из красного кирпича декорируется колоннами, балкончиками с трубами-решетками. Роспись церкви в трех цветах, выполненная в XVIII веке, имитировала драгоценный камень. По своему строению памятник архитектуры похож на корабль: в верхней части под козырьком расположена молельня, далее трапезная, всю нижнюю часть здания занимает подклет – подсобные помещения.

Истинное православие да язычество в искусстве древнем

Для православных храмов не характерны деревянные скульптуры, так как это символизирует возвращение к язычеству. Однако в конце XVIII века под сильным влиянием Запада такие предметы появляются в России.

Один из них – резная скульптура Иисуса Христа, которая не похожа на все остальные изображения Спасителя. Его кожа более темного цвета, есть узкий разрез глаз – предполагают, что Иисус здесь выступает представителем якутов. Резчики по дереву жили на севере, где бытовали люди разных народностей. Они принимали новую веру и совмещали со своим мировоззрением. Это подтверждает и сидящий на вершине креста Бог в виде шамана, плывущего на лодке.

Пряник свадебный, ростовский

Не только Тула известна своим пряником, но и Ростов Великий. Здесь с XVIII века в городе выпекают особый свадебный пряник, на который ставили фигурки жениха и невесты и подавали гостям. Когда праздник заканчивался, выносили еще один – разгонный: гости понимали, что нужно отломить кусочек и идти домой. Отсюда и современная традиция – любое торжество заканчивать чаем с тортом.

В быту ростовских хозяек были не только формы для сладкого угощения, но и самовар-кухни: они имели перегородку внутри, поэтому одновременно могли готовить два блюда. Некоторые самовары имели и третье деление для кипятка.

В народе говорится, что лучше один раз поглядеть, чем сотни раз читать о чуде великом. На сайте музея (https://www.rostmuseum.ru/) найдете вы всё важное, что может пригодиться при просмотре града ростовского. Там же хранятся звуки милые, чудные, рассказывающие об истории стен белокаменных, город от врагов защищающих. 

Анастасия Берестюкова, Екатерина Безручко

 8.12.2020