Таинство ритуала касается меня опосредованно: рецепты хорошего материала

Таинство ритуала касается меня опосредованно: рецепты хорошего материала

Анастасия Берестюкова и Екатерина Безручко побывали на итоговой конференции школ межэтнической журналистики в Москве и привезли оттуда несколько рекомендаций о работе журналиста от кураторов из разных регионов. 

  Почему стоит писать для своей бабушки – четыре совета для журналистов от заместителя главного редактора журнала «Регион» (Сыктывкар) Полины Романовой.

 1. «Мёртвые» слова губят хороший текст 

 

«Данный», «в рамках», «касательно», «в ходе события», «стоит отметить» и многое другое – это мёртвые слова, которые отбивают любое желание дочитать материал до конца. Они похожи на вирусы: если в речи журналиста оно одно, то можно принять витамины и вылечиться. Но шансов прийти в норму всё меньше, когда текст переполнен подобными выражениями. 

 2. Не обманывайте ожидания

 Хороший материал должен отвечать его названию. Например, заголовок «Медвежьи игрища: погружение в таинство ритуала»: читатель хочет увидеть детали незнакомого обряда, но вместо этого сталкивается с типичным описанием события и сложными цитатами гостей. Название интригует, но текст не оправдывает ожидания. В журналистике так поступать с аудиторией нельзя. 

 3. Пишите для своей бабушки 

 Текст должен быть простым и легко читаемым, поэтому не забывайте расшифровывать аббревиатуры и сложные термины. Представьте, что вы пишите для своей бабушки: приём помогает определить, что поймёт или не поймёт аудитория. 

 4. Читать, чтобы писать 

 Журналисту необходимо постоянно держать под рукой книгу. Ежедневное чтение – это повышение профессиональных навыков. Книги дают понимание авторского стиля и учат вырабатывать собственный. 

 – Когда «я» хорошо, а когда последняя буква алфавита, – шеф-редактор сайта «Национальный акцент» Юлия Бобкова рассказала, можно ли журналисту «якать» в материалах и зачем полезно продолжать быть немного ребёнком.

 1. Почему взрослые ёжики не прыгают?

 Журналистам нужно оставаться детьми, не терять любопытства. Читатель сразу видит, нравилось ли автору работать над текстом или нет. И если журналист не получал удовольствия от создания материала, не «прыгал по лужам», он не сможет удержать внимание. 

 2.    Экспертная составляющая «я»

Объективно оценивайте себя: если вы не эксперт в чём-то, не нужно выносить своё «я» в материал. Если есть уверенность, что вы чувствуете себя в теме, как рыба в воде, то не бойтесь вставлять собственное мнение в текст.

 3.    Сочетание «Я» и стилистики

 Если пишите весь текст от первого лица – не переходите на третье. Нужно относиться к себе спокойно и иронично. Неопытный журналист может кастрировать свой материал, сделать его мертвым. Это происходит потому, что человек боится показаться незнающим. Но автор тоже допускает ошибки. Лучше недочёты, чем мёртвый текст.

 

Анастасия Берестюкова, Екатерина Безручко

7.12.2020