Утиные носики, топор-посох и цыганский костюм: что нового в Этнографическом музее?
Во что играли коми-ижемцы, чем копают картошку в Чувашии и какие техники использовали для росписи пасхальных яиц? С уникальными народными артефактами конца XIX-начала XXI века можно познакомиться на выставке «Новые поступления в собрании Российского этнографического музея». Костюмы, писанки, рушники и нарты – всего 5000 экспонатов поступило в фонд за последние десять лет. Члены выставочной бригады Наталья Кашпар и Алексей Христенко рассказали о семи уникальных памятниках народной культуры.
Польза этнографических экспедиций
Выставка построена по региональному принципу: каждый научный отдел музея знакомит с наиболее значимыми экспонатами из нового поступления. Их собирали в этнографических экспедициях и приобретали у частных коллекционеров и хранителей семейных реликвий. Народные традиции и обычаи, истории появления и использования предметов исследователи узнавали за чашкой чая у местных жителей разных уголков страны и ближнего зарубежья, благодаря которым и пополнился музейный фонд.
Голодные игры коми-ижемцев
Для выставки важна тема детства: здесь вы увидите кукол народов Поволжья и Украины из дерева, колодки для лаптей и текстиля, мячики из коровьей шерсти, погремушки из горла утки – всё, что нужно, чтобы успокоить ребёнка.
Привлекают внимание игры коми-ижемцев, которые для развлечения использовали части тел животных. Например, кости оленей – необходимый предмет игры «аргыш», популярной ещё в 1960-х. Дети оленеводов выстраивали их в определенном порядке в оленье стадо, устанавливали нарты — северные сани. Кости меньшего размера имитировали собак, а длинная тонкая кость обозначала хорей – шест для управления упряжкой.
Еще одна игра «Утка ныр», что в переводе означает «утиные носики». Участники кидали клювы на стол, стараясь «выбить» вертикальное положение. Если «фишка» становилась вертикально, то игрок забирал ее и все остальные предметы. Выигрывал тот, у кого утиных носиков в конце игры оказывалось больше всех.
За картошкой с «умма калакĕ»
Начало сентября – время копать картошку. Для этого жители Чувашии используют лёгкие деревянные орудия, которые помогают собрать урожай, не повредив его. В разных деревнях их называют по-своему: хусăк, чавкăç (от копать) умма калакĕ (лопата для картофеля), кĕреçе (лопата).
Делают такие лопаты из дуба, осины, клёна или липы. Форма чувашского инструмента отличается от традиционной: лопасть узкая и ассиметричная, чаще всего расположена только с одной стороны. Копают ими не так, как железными: благодаря мягкой и рыхлой земле в регионе не нужно надавливать на лопату ногой...
Полностью материал студентов ШМЖ в Санкт-Петербурге можно прочитать на сайте.
30.11.2020