" По одежке встречают…": традиционный ижемский женский костюм.
Несколько лет назад моя мама нашла на чердаке старый бабушкин сундук. В нем было несколько любопытных вещей: гребень, бусы, автобиография её отца и традиционный костюм. Такой костюм есть у всех ижемских женщин и девушек. Шьют эти костюмы местные мастерицы. Среди них и две мои тёти: Валентина Федоровна Филиппова и Наталья Федоровна Терентьева, которая сшила такой костюм и мне. Они всю жизнь прожили в районе и сейчас живут в селе Брыкаланск Ижемского района.
Изречение «по одежке встречают...» знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.
Сарапан да сыръя
Ижма славилась и славится не только прекрасной природой, но и своими людьми. Вот и по одежде, которую носили ижемские красавицы, можно многое рассказать о них: замужем или еще в девках ходит, богата или со средним достатком.
Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из круглого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх рубахи (сос), передника (водздӧра), кокошника, платка (сыръя).
Основным элементом женского костюма является рубаха («сос»). Верхнюю часть рубахи шили из материала лучшего качества, ижемки использовали шелк, атлас, парчу. На низ (мыг) использовали более простой материал не с целью экономии, а чтобы сарафан сидел плотно и не скользил по рубахе. Длина рукава рубахи при снятии мерок измеряется на расстоянии вытянутых рук. Кроят рубаху из прямоугольного полотна, по центру которого вырезают горловину круглой формы. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: воротник - стоечка или японка. Украшением рубахи служили вставки на плечах из ткани другого цвета – ластавича. С какой целью шили именно так? Коми женщина очень много работала, на её плечах было все домашнее хозяйство: уход за детьми, за домашней скотиной, за домом. Одежда должна быть свободной, чтобы не стеснять движения при выполнении разнообразных работ.
Поверх рубахи надевался сарафан (сарапан) - самая важная деталь ижемского наряда. Шились они в старину, шьют их и в нынешнее время, не отступая от традиций. Как правило, из шелка с растительным рисунком, преимущественно приглушенных цветов: темно-фиолетовый, темно-зеленый.
Решето как символ победы добра над злом
В качестве рисунков на сарафанах очень популярны мотивы цветов, растительности — символы богатого урожая. Что посеяли, то и выросло. Вот что обозначают рисунки на ижемской женской одежде:
Иголки ели и сосны — символы вечной жизни и юности, чтобы дети росли крепкими и здоровыми.
Решето — символ победы добра над злом.
Дорожка — символ вечности.
Бесконечник — не имеет ни начала, ни конца (это что-то вроде цифры 8) — богатство, счастье, чтобы зло никогда не поселилось в вашем доме.
Малый круг посередине большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг).
Излюбленная техника вышивания мастериц — «крест» и «счетная гладь». Техника вышивки крестом имеет древние корни. Знак «креста» был символом мужчины, а сдвоенный крест (его еще называют «болгарским») обозначал мужа и жену (семью). Это символический язык, передающий мысли и чувства наших предков, духовная связь с окружающих их миром, уклад жизни, их мировоззрение, обряды и праздники, неразрывное единение с окружающей природой.
Нарядный, праздничный сарафан был длинным, иногда слегка касался земли или пола. Для пышности под него одевали одну или несколько юбок. Подъюбник (улыс юфка - как говорят ижемские женщины) шили также из простого материала (ситец, сатин), чтобы тело дышало. Повседневный сарафан был короче на 15— 20 см, да и на повседневный сарафан выбирали более простой материал. В передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок-вздержка (шыр) для затяжки передней части сарафана под грудь. Данный способ оформления линии талии позволял женщине увеличить или уменьшить объем талии, в то время, когда они ждали ребенка. Снизу по внутреннему краю подола пришивали кант, чтобы подол сарафана не пачкался и не изнашивался. К подолу сарафана пришивались богатые кружева или бахрома (вахрам).
Главное – не распоясаться и плат не потерять
Необходимая принадлежность сарафанного комплекса – пояс (вӧнь) и передник (водздӧра). Пояс имел не только практическое значение. С давних пор ему приписывали функцию оберега. Он считался такой же необходимой деталью крещеного, как и крест. Говорили, что "без пояса грех ходить".
Очень важную роль в женском национальном костюме коми играют головные уборы. Они подразделяются на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин. Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в неё одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером, блестками.
Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани. Такой вид головного убора назывался «баба юр»
Кокошник шили из обычного материала, чаще это был ситец. На кокошник завязывали платок (сыръя). На платке искали самый красивый цветок и завязывали платок так, чтобы этот цветок находился на середине лба. Завязывают сзади на узел, углы платка (кек) должны быть под этим узлом и располагались вдоль позвоночника.
Замужняя женщина не могла снимать "баба-юр" до конца своих дней. Хотя могла вместо сарафана носить платье, юбку. Зимой женщина могла одевать сверху тёплый платок, шаль. Для женщины самым большим позором было, если кто-нибудь с неё снимал "баба-юр".
Для женщин в то время платок был самым дорогим подарком. Парень любимой девушке дарил красивый платок. Муж, возвратившись с базара, обязательно дарил платки жене, дочери, сестре. В праздничные дни носили самые красивые платки, а в будние – ситцевые, но тоже ярких цветов. Все платки, шелковые, кашемировые, шерстяные, были с длинными кистями. Кисти в то время считались своеобразным оберегом от злых завистливых глаз.
Как надевали женский ижемский костюм
Вроде бы, что тут такого? Руки вверх, да и натягивай через голову. Но не тут-то было. Сначала женщины надевали нижнюю юбку (улыс юфка), которая была сшита чаще из ситца, легкого материала. Перед тем как надеть дочери эту юбку, матери, бабушки наговаривали слова, заговоры, чтобы никто их не сглазил. После этого надевают рубаху (сос). Ворот, подол, рукава — это все отверстия рубашки. И вот, чтобы защитить эти уязвимые места от разной нечисти, болезней, сглаза, их покрывали вышивкой-оберегом, уже после этого надевали сарафан, что примечательно, надевали сарафан через голову. Это целительское значение юбки, не только как собирательницы и хранительницы силы, но и как орудия по очищению от чужого, того, что может вызвать болезнь. И потому, надевая юбку через голову, женщина одновременно смахивает с себя все то, что к ней могло прицепиться. Бытовой оберег. А сглаз ведь и замужеству может быть помехой, и бесплодию, да и просто болезням разным. Так что, вот такая простая забота о себе, своем здоровье, красоте и благополучии.
Молодые девушки, в отличие от замужних женщин, не носили передников. Подпоясывались они поясом, который также служил оберегом. А вот замужние женщины носили передники, они надевались на сарафан и завязывались на спине красивой атласной лентой. Только после того как надеты нижняя юбка, рубаха, сарафан, передник надевают головной убор. Сначала на голову надевали кокошник. Важно было, чтобы из-под кокошника не были видны волосы, а сам кокошник был на два пальца выше бровей. Еще издревле люди верили в магическую силу волос. Эту силу женщине давала Мать-земля. Женщина должна была прятать свои волосы, чтобы не принести несчастья мужу и всей его многочисленной родне. Одно из самых приятных занятий и для девушек, и для женщин– подбор украшений. На шею надевали бусы, желательно, разноцветных, ярких, блестящих и не одни бусы, а несколько.
И в пир, и в мир, и на смертный одр
На Ижме большинство женщин преклонного возраста имеют традиционный праздничный костюм, но надевают его крайне редко. Чаще всего эти наряды приготовлены для собственного погребения. Ношение кокошника, сарафана и пояса слывет богоугодным делом, что особенно важно накануне пути в «вечный» мир.
Считается желательным предстать перед Богом в национальном одеянии, которое почти у каждой старушки припасено на смертный час, даже если она и не носила сарафан повседневно. Традиционный костюм – это не только показатель национальной принадлежности, но и сакральный атрибут пожилой женщины, выражающий ее духовность.
Некоторые бабушки отдали свои сарафаны правнучкам и внучкам, которые надевают их для выступлений в фольклорных коллективах и по случаю возобновившихся сельских праздничных гуляний. Одно из них – яркое красочное гуляние «Луд», "Усть-Цилемская Горка" - весенне-летний обрядовый праздник, которые удостоены статуса Республиканского праздника.
Народный костюм - это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа.
Эмма Рочева
29.11.2020