Армянское гостеприимство на Дону

Слушатели Школы межэтнической журналистики в Ростове-на-Дону в конце октября 2020 года отправились в Мясниковский район Донского края – так называемую «Малую Армению». Это единственный район Ростовской области с преобладающим армянским населением.
Самый большой поселок Мясниковского района – Чалтырь. На въезде в каждое селение Мясниковского района стоит знак с названием на армянском языке.
Чалтырь сложно назвать просто «селением». Несмотря на то, что там проживает всего 16 тысяч человек (по официальной переписи), его центральная часть очень ухожена и имеет характерный армянский колорит.
Бродя по улочкам поселка и вдыхая запахи национальной армянской кухни, мы не могли проголодаться. В рамках этноэкспедиции, мы первым делом направились на встречу со священником Тер-Тадеосом, к храму Сурб-Амбарцум. Это центральный храм поселка Чалтырь и важный духовный центр для донских армян, число которых здесь преобладает над русским населением.
Храм очень живописен. Такую архитектуру проще увидеть в каком-нибудь крупном европейском городе, а не в поселке.
Рядом с храмом расположено подворье. На его территории есть школа для изучения армянского языка и Библии, новые колокола, места для отдыха, пчелиная пасека и священный туфовый камень – хачкар. Он установлен в память о многочисленных жертвах армянского народа на территории нынешних Турции и Азербайджана. Священник Армянской Апостольской церкви Тер-Тадеос встретил нас и любезно рассказал нам об истории армянского народа на Дону.
Он пригласил нас в храм, в котором в будний день не было службы.
Тер-Тадеос (Лусеген Гайбарян) рассказал нам не только об истории донских армян, но и о пути становления Армянской Апостольской церкви еще со времен ранних христиан. Увлекшись рассказом, он разрешил нам зайти в предалтарную часть – что показало крайнее гостеприимство с его стороны.
В алтарной части храма расположена икона Девы Марии с младенцем-Христом. Сам алтарь сделан из красивейшего мрамора.
Священник рассказал нам о том, что во времена Великой Отечественной войны многие иконы и фрески храма пострадали. Своими силами донские армяне их восстановили. Но не все, некоторые оказались настолько повреждены, что невозможно понять что именно за иконы там были изображены. В итоге пространство под куполом без икон и фресок, а стена над северной стороной храма сохранила изуродованные фрески, которые уже не восстановить.
Храм был построен в 1860 году, а отреставрирован в 90-х годах XX века. Когда Тер-Тадеос занимался восстановлением храма, в алтарной части он нашел удивительный камень. Видимо это был первый камень этого храма. Теперь он установлен на почетном месте, перед алтарем.
Выйдя из храма, мы отправились гулять по поселку и набрели на открытый музей истории армянского народа.
Это традиционная печка донских армян, в которых готовят вкуснейшие пирожки, пироги и хлеб. Во многих армянских домах до сих пор есть такие.
Наше внимание привлек мемориал, расположенный в дальней части парка, примыкающего к музею армянского быта и истории. Посвящен он воинам и жертвам среди армянского населения во время Великой Отечественной войны.
К сожалению, в первый день нашей этноэкспедиции мы не смогли попасть внутрь музея армянской культуры, но зато познакомились со столяром – Бедросом Мнацакановичем, который делает уникальные национальные армянские столы.
А также прогулялись по армянскому парку.
В завершении нашего путешествия мы отведали вкуснейших армянских пирожков с лебедой, творогом, травами и мясом. Прямо в церковной школе, где изучают Библию и армянский язык.
Рады вернуться в Чалтырь вновь! Спасибо армянскому гостеприимству!
Диана Конограй
28.11.2020