Создать танец и жизнь

Создать танец и жизнь

В этом году исполнилось 30 лет театру танца «Казаки России», программу которого называют энциклопедией казачьей жизни. Как стать казаком, создать танец и прославиться на весь мир – в интервью художественного руководителя коллектива Леонида Милованова.

 - Танцами я просто заболел. Заболел в 12 лет, когда в Доме пионеров увидел, как на сцене выступают мои ровесники, - рассказал Леонид Петрович. - Глаз не мог оторвать. До это играл в детской футбольной команде при «Трудовых резервах». На взрослых матчах стоял за воротами - мячи подавал. Еще боксом занимался. Когда смотрел поединок по телевизору, у меня руки сами дрались. Но танцы все затмили. Мальчишки мечтали быть летчиками, гагаринами, а я танцевать. Танец — это настоящее мужское занятие. Ведь первоначально – это боевое искусство. Вот я делаю шаг, - показывает. - Потом поворачиваюсь, а это удар по ногам противника. Делаю ножницы — так можно челюсть снести. Так что эти красивые движения очень опасны. Женщины облагораживают, смягчают танец. Но мужская техника — это мощь, ловкость, сила.

 - Казачьи танцы открыл, когда работал балетмейстером в Кубанском казачьем хоре. Художественный руководитель хора Виктор Гаврилович Захарченко учил меня: «Ничего не надо специально ставить, собирай фольклор». Я бросал магнитофон в рюкзачок и ездил по станицам, столько материала собрал - все это потом в «Казаках России» пригодилось. Это была хорошая школа для меня. Ведь в институте в то время преподавали все, начиная с Испании и кончая цыганами, то есть различные национальные танцы, кроме нашего исконно русского - казачьего.

 

- В ставропольском крае познакомился с некрасовскими казаками, которые в 1962-м вернулись в СССР из Турции, где они прожили больше двухсот лет. Жил у них в станице несколько дней. Наблюдал, как ходят: как двигаются тело, руки, ноги. Да, казаки. Но жизнь в Турции наложила особый отпечаток не только на одежду, но и на пластику движений. В танцах, которые я поставил потом на этом материале, есть и другие движения. Профессиональный танец всегда будет отличаться от народного. Но я сохранил стиль некрасовских казаков и особенность их пластики. На одном из концертов Кубанского казачьего хора были и некрасовцы-старейшины. Потом они мне сказали: «Да, это мы».

 - Свой ансамбль решил создать в 1989 году, когда вернулся в Липецк. Название пришло сразу: «Казаки России». Мне говорили: «Ну, ты замахнулся. Мало того, что казаки, так еще и России». Я отвечал: «У нас есть Кубанский хор, есть ансамбль песни и пляски донских казаков, есть волжские казаки, терские и так далее. 12 войск было казачьих, и в каждом войске свой хор. А я хочу в своем коллективе собрать казачий фольклор разных регионов, поэтому будут «Казаки России». К тому же, кто Липецкую область создавал как ни казаки. Они Данков, Лебедянь и Елец строили.

 - Коллектив создавался в 90-е: ни финансирования, ни собственного помещения, даже в магазинах ничего не было.  Первый концерт. А из чего костюмы шить? На складах пусто. Приходит ко мне художник по костюмам домой – увидела ночные шторы и говорит: «О, уже один костюм есть». Я тогда поставил номер «Черноброва, черноока»: казачка красуется, а вокруг нее казаки ходят. Вот костюм для чернобровой был пошит из моих штор.

 - Для казака главное – сапоги. Мы как-то выступали на Эдинбургском фестивале в Шотландии. Там постоянно дожди, а сцена - асфальт. И вот нам выступать, а дождь льет. У ребят такой драйв появился, они начали хулиганить. Бьют по асфальту - брызги фонтами во все стороны летят. Семь минут танец длился. Потом все 9 000 зрителей, как один человек, встали и начали хлопать. После этого танца наши сапоги развалились. А «Таймс» и «Дэйли Телеграм» написали: «Забудьте Риверданс, когда есть «Казаки России».

 - Казак ли я?

Казак - это не национальность, а состояние души. Казак крепок верой. Он хороший семьянин, хлебороб, воин. Когда сеет хлеб, у казака за спиной винтовка, рядом конь пасется. Он всегда должен встать на защиту своей Родины и семьи.

Недаром казаки всегда сражались за Веру, Царя и Отечество. Ну, и конечно, казак должен быть с усами, - смеется. - Есть даже поговорка «Казак без усов словно тетка». А если серьезно, казаки – это опора государства.

 

Алина Александрова

Фото: Сергей Паршин и из архива героя

28/11/2020