Патриотический подход к ужасу

Патриотический подход к ужасу

Сказочные леса и пугающие места, куда не ступала нога человека, полные тайн. Там нельзя бродить ночью или сходить с дороги, иначе нечистая сила будет водить кругами, заманивать на свою тропу и губить. Суровая красота рек с холодной черной водой, кажется, затянет в глубины и не выпустит. Здесь живут знакомые нам по сказкам образы, оживавшие по ночам в детских кошмарах. Мы с детства сталкивались с такими персонажами, как леший, кикиморы, русалки, Баба-Яга. А что Вы знаете об Икотке, Медвежьем Шамане, Паме, Велише? Вряд ли достаточно.

О них рассказывает вышедший недавно на канале ТНТ и на платформе ТНТ Premier новый самобытный сериал «Территория». В его основе лежит коми-пермяцкая мифология, которая незнакома большинству жителей нашей страны, но очень интересна. Героями сериала становятся мифологические персонажи финно-угорских народов,  живущие среди людей, и природа, которая недружелюбно относится к чужакам. Столкновение реальности и художественного вымысла, веры и верований, современности с ее скептицизмом, рациональностью и наукой, и язычества с поверьями и обычаями – все это затрагивается в «Территории».

 Внести свой миф в мировую библиотеку

Работали над ней режиссер Игорь Твердохлебов («Мажор 3», «Галилео») и кинокомпания Good Story Media («Воронины», «Реальные пацаны», «Восьмидесятые», «Физрук»). С одной стороны, жанр сериала – драма, триллер, фолк-хоррор, с другой – роуд-муви (дорожное кино), так как герои постоянно находятся в движении, дороге и посещают необычные, а порой пугающие и мистические места. Авторы определяют свое детище как «южная готика в духе „Твин Пикса“ или „Озарка“».

Основная идея сериала, по словам продюсера Антона Щукина, следующая: «Это попытка внести российский миф в мировую библиотеку страхов. На полке стоят истории про зомби, вампиров, троллей. Мы предлагаем побояться своего, родного, у нас абсолютно патриотический подход к ужасу».

Съемки сериала велись четыре месяца -  с августа по ноябрь 2019 года в Пермском крае, хотя первоначально планировалось снимать в Подмосковье и Тверской области. В картине показаны Горнозаводск, Губаха, Кунгур, а также известные достопримечательности - Чертово городище, ледяная Кунгурская пещера, Усьвинские столбы и музей политических репрессий «Пермь – 36».  Кроме того, «Территория» - первый проект, который снимали в пещере.

За героями по пятам

Открывает сериал захватывающий пейзаж: умиротворяюще журчит и неспешно течет речка, изумрудного цвета ели, плотно встав друг к другу, окружают покой местных обитателей леса. Кажется, что все спокойно и мирно. Но присутствует напряжение, что-то тревожное витает в воздухе: свинцовые серые тучи, нависшие над землей, стелющийся серый туман, тишина. Непроходимые сказочные, но в то же время пугающие места, в которые не ступала нога человека. Среди всего этого великолепия выделяется одинокий автобус, он неспешно едет по размытой дороге и кажется здесь чем-то странным и лишним. В этом пазике едут наши герои - 19-летний Егор и его дядя, врач-патологоанатом Николай. Они отправляются на поиски родителей Егора, которые не выходят на связь пятые сутки. Этнологи Чудиновы, родные молодого человека, отправились с экспедицией в Кудымкар на могильник. На всем пути героев будут сопровождать студентки филологического факультета Надя и Таня, которые находятся в деревне на практике. Они записывают фольклор и традиции местного населения. Девушки присоединяются к Егору и Николаю в самом начале, пропустив автобус до города и спасаясь от преследования Вовы Хромого, которому понравилась Надя. Следует за ними и полицейский Мурзин, он в самом начале не изъявляет желания и хоть какого-то интереса к пропавшим людям.

Итак, четверо путешественников отправляются в дорогу, надеясь узнать что-то о пропавшей экспедиции. Ее след то теряется, то вновь находится в неожиданных местах. Жители здешних  деревень придерживаются старых порядков, например, семьи создают только между жителями поселения. Местные холодно и напряженно встречают чужаков, всем своим отношением показывают, что последние нарушают их мирный уклад и спокойствие, а при малейшем подозрении на наличие нечистой силы в незнакомых людях (такой как Икотка и ведьмы) готовы учинить жестокий самосуд.

   Но герои сериала не только люди, но и окружающая их природа. Территория, местность, в которой происходит действие, наделена своеобразным характером. С ней обязательно нужно подружиться и договориться.

 Не выгоняй Икотку

Одна из интересных особенностей «Территории» - коми-пермяцкий язык. Герои общаются на нем с колдунами, и это тоже создает таинственную атмосферу. В сериале показана не только смесь языков, но и язычества и православия, которые местные жители активно используют. Например, Надя перед приемом пищи советует остальным создать своеобразный «оберег» от злых духов, помогающий не дать распространиться Икотке, – крест. Жители деревни ходят по воскресеньям в церковь, но объединяются, чтобы избавиться от Икотки, а также сжечь неугодную ведьму.  Та, по их мнению, насылает порчу и неурожаи.  

На непросвещённого зрителя «Территория» производит впечатление достоверности. Но так ли это на самом деле?

Да, в дали от крупных городов и сейчас существуют деревеньки, где все жители знают друг друга и приходятся друг другу родственниками, а автобус ходит раз в день. В такие отдаленные места студенты филфака приезжают узнать о диалектах, поверьях местного населения. Но, например, старообрядческие общины, показанные в сериале, не настолько ветхие и грязные. В них запрещено практиковать колдовство.

Коми-пермяцкий язык, на котором иногда изъясняются герои, конечно, существует. Но в сериале персонажи говорят на нем с акцентом и не окают.

Особая тема в сериале – коми-пермяцкая мифология. Ее образы и герои используются очень широко.

Например, Икотка – северный бес, похожий на гигантского слизняка или гусеницу, дитя ведьмы, которое живет внутри человека, питается им и управляет его действиями, может предсказывать будущее и давать указания по поиску пропавших людей. По легендам, Икотки живут в туесках в подполе. Ведьма измельчает их и добавляет в еду или питье, а также «по ветру». В сериале же Икотка передается от человека к человеку при близком контакте или через пищу. Попадая в организм человека, существо начинает «расти». Вскоре она может проявиться в виде припадков, удушья или изменения голоса. Изгнать ее из человека довольно сложно, но можно. Коми-пермяки обычно не относились к Икоткам негативно, не стремились их изгнать. Тем не менее в истории упоминаются случаи сожжения домов, в которых жили подозреваемые в порче. Это было в 1862 году в Архангельской области. В «Территории» показано, как местные жители всеми силами стремятся уничтожить Икотку.

Анастасия Кротова-Гарина, инженер лаборатории региональной лексикологии и лексикографии ПГНИУ (Пермский государственный национально-исследовательский университет), рассказывает больше деталей об Икотках в интервью для некоторых СМИ. Оказывается, Икотка может рассказать о себе: кто её наслал, как она выглядит, как её зовут, какого она пола, где она живёт внутри человека и как там перемещается: «Чаще всего икотой страдают женщины, при этом нередко «подселенный дух» может быть мужского пола. Голос икоты отличается от голоса её владельца: часто он более низкий, слова произносятся на вдохе. Коми-пермяки считают, что икоту невозможно вылечить, она остается с человеком на всю жизнь. <…> После смерти человека икота выходит и может перейти к другому человеку. Поэтому считается, что следует прикрыть рот платком, не приближаться к умершему».

 Создатели картины вспомнили и о других образах мифологии - о народе чудь белоглазая, старинном прозвище финно-угорских племен. Он обладал колдовскими силой, знаниями и ушли под землю, отказавшись принять крещение и вернувшись в землянки, срубили опоры.  Не зря главного героя наделили фамилией Чудинов, он постоянно вспоминает свое прошлое, ему чудится, что он уже был в этих местах. Он пытается найти свои корни, понять и объяснить собственные инстинкты.

Достаточно странное впечатление

Картина вызвала неоднозначные отзывы в интернете. Оценка на портале «Кинопоиск» составляет семь. В интернет-журнале «Звезда» опубликовали мнения жителей Пермского края о сериале:

Николай Кольчурин, пенсионер, автор журнала «ФИННОУГОРИЯ»:

- …Для интереса я сел смотреть. Первый сюжет — разговор в автобусе двух мужчин, особенно речь водителя автобуса — мне не понравился. Как-то слишком наигранно и неестественно. Следующий сюжет — на остановке две девушки ожидают автобус, и к ним пристает деревенский парень — мне тоже очень не понравился. Пермяков показывают каких-то полудиких. Дальше — больше. Чужие люди пришли в деревню и на местных с палками кидаются. Это уже вон выходящее. Я досмотрел до момента, когда участковый сел в коляску [примерно середина первой серии]. Как было дальше, я не смотрел. Но начало фильма у меня вызвало отвращение и оскорбление. Ничего не хочу сказать создателям фильма. Это их художественный вымысел и имеет право присутствовать. Но если о нас фильм, о коми-пермяках, то мы совсем по менталитету не такие.

Татьяна Климова, заместитель директора Коми-Пермяцкого драматического театра:

- …Какое первое впечатление он произвел на меня? Достаточно странное. С одной стороны, любопытно и приятно увидеть сторонний взгляд на нас, услышать название родного города и увидеть знакомые места. С другой стороны, очень ревностное отношение к произносимой коми-пермяцкой речи с иностранным акцентом. Хотелось бы более серьёзного погружения авторов сценария и режиссёра в сущность коми-пермяков, их фольклора, обычаев и современной жизни. Появляется какое-то внутреннее сопротивление предлагаемому на экране материалу.

Что нравится в сериале? Участие актеров Коми-Пермяцкого театра [Вера Чугайнова играет Икотку, Александр Федосеев — старика] в проекте наряду с популярными известными актерами кино. Но ведь посмотрели всего две серии. А что не нравится? Очень часто неточный перевод с коми-пермяцкого языка. Неточности применения географических названий, либо, напротив, лишние детали. Например, перекрестить хлеб пред трапезой — это не есть оберег, совершаемый современной молодёжью..

Василий Гагарин, краевед, руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора:

- С момента появления анонса с нетерпением ждал сериала. <…> Но как носителю языка и мифологии коми-пермяков, так и хотелось сразу же написать о неточностях и ошибках в фильме. В целом определения чуди, икотки (В Коми округе считается, что это существа, которые вместе с водой или квасом вселяются в человека, могут предсказывать или лечить), природы переданы верно. Есть языковые неточности в диалогах и, как всегда у русских, произношение икотки разное. Коми-пермяки зовут это явление «икöтá» (ö — это среднее между «э» и «о»), у русских — это шева. Это явление известно почти у всех финно-угорских народов и у русских Севера.

Несмотря на то, что у главного героя смартфон, деревня показана периода 70-80 годов, а в деревне староверов всё смешано — одежда XVII, XIX, XX, XXI века, всё в куче. Ну и типажи староверов! Думаю, откуда нагнали таких уродов? Автор объясняет это тем, то у них кровосмешение. То есть он ещё и не знает обычаи и устои староверов! У староверов кровосмешение считается величайшим смертным грехом, а вот коммуникабельность между скитами и общинами у них на высоком уровне, начиная со времен Раскола. Ну и отношение к носителям икотки у нас терпимое и даже уважительное. Многие из них являются прорицательницами. А вот по крови, запаху или другим внешним признакам их отличить нельзя. Только во время приступа. Может, надо привлекать для таких фильмов известных местных консультантов?

Инженер лаборатории региональной лексикологии и лексикографии ПГНИУ Анастасия Кротова-Гарина:

- Начать хочется с того, что люди у нас обычно подозрительно относятся к незнакомым, поэтому сцена в первой серии, когда водитель автобуса рассказывает пассажиру о порче, лично у меня вызывает улыбку. Такие вещи коми-пермяки рассказывают в частных беседах, если собеседник вызывает доверие. Хочется также отметить, что в сериале людей со сверхъестественными свойствами называют «ведьма», «ведьмак» и «шаман». И если термин «ведьма» известен коми-пермяцкому языку, то ведьмаки и шаманы не встречаются совсем. <…> Очень неприятные эмоции вызывают сцены, где Таню пытаются убить из-за того, что на ней порча, — это вообще какая-то дикость. Очень странно колдун Пермяк и отшельница Шура пытаются определить наличие икоты у героев: хватают за щеки, заглядывают в рот, нюхают. Я не слышала, чтобы так определяли. Если икота говорящая, она бы сама себя проявляла. В пятой серии мы узнаем, что икота перешла от Тани к Егору — такой мотив у коми-пермяков я тоже не встречала».

Фольклор – неотъемлемая часть истории, традиций народа, раскрывающий богатство культуры национальностей. В последние годы наступает период возрождения российской мифологии. Она, конечно, не передается из уст в уста, как раньше. Зрители впитывают ее через искусство. Благодатной почвой для этого становится кинематограф. Но хотелось бы, чтобы к передаче жизни и традиций он все же подходил ответственно.

Дарья Масленникова

27.11.2020