Сила – в вере и семье

Сила – в вере и семье

Во все времена семья была самой важной частью жизни человека, значение которой невозможно переоценить. Благодаря ей человек становится личностью, приобретает навыки, которые будут влиять на его дальнейшую судьбу. Для многих людей семья – это небольшой островок, где всегда царит тепло, любовь, забота, где ты можешь отдохнуть душой от повседневной суеты. Для кого-то – замок, окруженный крепкой, монолитной стеной поддержки и опоры. Но семья – это не только родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Это нечто большее – весь род.

Сегодня многие жалуются, что современное поколение не знает родной истории, подвигов предков, людей, которые творили историю сегодняшней России. А осведомлены ли мы о своих предках? В достаточной ли мере знакомы со своей родословной? И нужно ли нам иметь представление о своих корнях? Слово «семья» можно разделить на два составляющих -  «семь» и «я», то есть семь поколений предков, которые необходимо знать как воздух. Именно знание генеалогии помогает ощутить внутреннюю силу, мудрость и уверенность.

В детстве я очень любила, когда к нам приезжало много гостей. В такие дни никуда не надо было спешить, все пили чай и слушали истории, которые рассказывала бабушка. Это было что-то незабываемое. В такие моменты время, казалось, замирало, и ты замирал вместе с ним. Тем не менее я не понимала их ценность, мне всегда казалось это чем-то обыденным, своеобразной игрой. Понимание пришло лишь в школе, когда одноклассники удивлялись огромному количеству моих родственников, живущих в разных городах России. Когда же друзья приходили ко мне в гости, они изумлялись невиданным доселе блюдам - затируха, долма, шекербура, мутаки, мацони….  А что-то вроде и было знакомо, но было и открытием. Например, вареники с ежевикой, которые, оказывается, надо есть руками, горячими, с наслаждением втягивая сладкий сок. Или золотистый сладкий плов с сухофруктами. А истории о молоканах, которые друзья слышали в моем доме, заставляли их недоумевать, кто же это на самом деле.

Сегодня мне бы хотелось рассказать именно о молоканах. Почему именно о них? Моя бабушка – молоканка. Она выросла в семье, где уже около 200 лет чтят традиции молокан. Кто это такие? Что они из себя представляют? Пожалуй, самое время узнать. Для этого, на мой взгляд, необходимо немного окунуться в историю.

Не признали таинств

Вопросы веры всегда были и остаются самыми острыми. В средневековой Европе людей за веру сжигали на кострах, велись религиозные войны. Россия во все времена отличалась от стран Западной Европы. Все конфессии в ней старались жить в мире и согласии. Хотя, конечно, были периоды в истории, когда случались гонения на людей определенной веры. Таких людей называли сектантами и еретиками, выселяли в дальние уголки Российской империи и за ее пределы. Одной из таких религий стало молоканство, одно из учений христиан, которое насчитывало в те времена около миллиона человек.   

Оно возникло во второй половине XVIII века. Молокан иногда называют русскими протестантами, потому что это учение не признает церковных таинств, икон, крестов. В Российской империи эта конфессия была отнесена к особо вредной ереси. Полиция пристально следила за молоканами. А государство и церковь проводили довольно жестокую политику в отношении людей, принадлежащих к этому течению. Поэтому молокане вынуждены были убегать. Уезжают они на Кавказ. Почему именно в этот регион?

Молокане жили в основном в центральных губерниях: Тамбовской, Воронежской, Курской и в Поволжье. Одна из крупнейших диаспор осела в Азербайджане, хотя молоканские поселения появились также в Грузии, Армении, Турции, Канаде, Мексике, Калифорнии, Чили и Новой Зеландии, на Украине и Кипре. Политика расселения молокан в середине XIX века проводилась в целях наказания. Климатические и географические условия не соответствовали тем условиям, в которых жили молокане раньше. Кроме того, многие историки утверждают, что это было специально сделано для развития русской культуры на Кавказе: молокане достаточно быстро адаптируются к новой среде.

 Обретение нового дома

Молокане объясняют свое название учения строками из послания Петра: «как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, чтобы от него возрасти вам во спасение». Это высказывание свидетельствует о том, что для них нет других религиозных символов, кроме Библии. Многие историки объясняют это название тем, что изначально молокан ссылали в отвоеванные у крымских татар причерноморские земли. Одно из таких мест называлось Молочные воды.

В 90-х годах XX века из-за напряженных отношений между армянами и азербайджанцами русские, среди которых было много молокан, были вынуждены покинуть свою малую родину. Сегодня молоканские общины есть в Европе, Америке, Австралии, несколько осталось и на Кавказе.

 Три столпа жизни

Молокане очень душевные, дружелюбные и открытые. Особенность их образа жизни – это соборность. Они вместе собираются, чтобы помолиться Богу, почтить усопших, принять какие-то важные решения, отметить праздники. Трудятся тоже вместе. Жизнь и труд для молокан – синонимы. Никто в семье не сидит без дела, у каждого своя работа. Именно эта сплоченность помогла молоканам выжить в непростые годы.

Самым важным для них считается семья. Семьи достаточно большие, как правило, состоящие из трех – четырех поколений. Хозяин в доме обычно мужчина, слово которого – закон.

Быт молокан всегда был достаточно простым. Каждая семья владела небольшим домом, хатой. Жилище было скромным, светлым, чистым, опрятным и уютным. В таком светлом месте отдыхает душа. Стены были белые, на полу лежали дерюжки, стояла кровать с металлической сеткой, на которой лежала убранная постель, состоящая из матрасов, перин и одеял. Она накрывалась белой простыней, кружевами и покрывалом сверху. Далее шли несколько подушек, на которых лежала накидка, иногда на стене весел ковер, вышивки и рукоделие. Очень часто в хате стоял сундук.

Одежда была скромной, но всегда опрятной. Молоканин должен быть в картузе, прилично одетый, в застегнутом пиджаке и рубашке-косоворотке, обязательно с бородой. Женщины в повседневной жизни носили длинную юбку, кофту с длинным рукавом, платок и передник. В праздничные дни обычный передник и платок заменялись на белый передник и белый платок с кружевами.

Молокане чтили и соблюдали все основные христианские праздники. В такие дни обычно ходили в собрание.

После собрания собирались всей семьей и праздновали вместе. Перед приготовлением и сотворением еды необходимо помолиться. Молились и перед каждой трапезой. После молитвы кланялись, держа руки вместе на груди или внизу живота. Перед тем как сесть, обязательно произносится «Господи, благослови».

Подача блюд происходит особым образом. Сначала подают чай - из самовара, который является обязательным атрибутом чаепития. Сначала чай наливают в стаканЫ, а потом из них уже в глубоких блюдца. Если это поминки, то без сладостей, а если обычная трапеза, то со сладостями. Далее подают лапшу, затем мясо и отварной рис с кишмишем, кутю и компот. После приема пищи также молятся, вознося Богу благодарность за хлеб.

Еду обычно готовят женщины. Так как семьи здесь большие, то на приготовление пищи уходит достаточно много времени и продуктов. Традиционное блюдо молоканских общин – лапша. Исторически это было обусловлено тем, что тяжелый крестьянский труд требовал восполнения сил питательной и жирной пищей. Именно таким блюдом является лапша, она позволяет в короткий срок восполнить запас сил. Когда нанимали работников-крестьян, хозяин обычно сажал их за стол и смотрел, кто, как ест. Крестьяне, которые ели много, считались хорошими работниками.

Скорее всего, рецепт традиционной лапши привезли из губерний, где раньше жили молокане, так как в кухне народов Кавказа она отсутствует. Рецепт лапши одинаков для молоканских общин Кавказа, а технология приготовления разная. Она зависела от села. Где-то готовили на костре в чугунке, где-то в русской печи. Лапшу катали заранее. Ее рецепт очень прост: яйца, мука, соль, немного воды. Необходимо смешать все ингредиенты и замесить тесто. Затем порезать его на кусочки. Далее необходимо раскатать тонким слоем в круглую пышку. Готовая пышка издает особый звук. Хозяйки стремятся удалить лишнюю муку из пышки, для этого они как бы отталкивают от себя тесто, и при соприкосновении его с поверхностью создается щелчок. Готовую пышку подсушивают до появления небольших пузырьков, переворачивая, как блинчик, с двух сторон (а раньше сырую пышку надевали на толстую палку и засовывали в русскую печь). Далее ее сворачивают в тонкий лаваш, похожий на сплюснутую трубочку и тонко нарезают. Лапшу обычно варят на бульоне - говяжьем или курином. По консистенции лапша тоже отличается в разных селах. В одном месте она может быть крутая, как кисель, в другом похожа на обычный суп, а еще может быть похожа на запеканку или кашу - настолько густая, что ложка в ней стоит и не падает. Лапшу едят особым образом: сначала зачерпывают ложкой, а если она свисает с ложки, с нее капают капельки бульона, обязательно берут кусочек белого хлеба и помогают вернуть лапшу на место.  Мясо из бульона подают на второе.

Жизнь = вера

Основные принципы молоканства: вера в Бога, Библию и Евангелие. Они не  проводят крещение, у них нет икон и церкви. Вместо церкви каждое воскресное утро ходят в молитвенное собрание. Оно обычно проходит в помещении, где рядами стоят лавки, покрытые дерюжками, самоткаными покрывалами, а перед лавками стоит стол пресвитера, покрытый скатертью. На нем лежит Библия и Евангелие.

В собрание приходят нарядными. Одежда должна закрывать все тело. Женщины обычно одеты в платье с длинным рукавом, обязательно наличие платка на голове. Мужчины – в рубашках и застегнутых на все пуговицы пиджаках.

Собрание ведет пресвитер, в переводе с греческого «старейшина». Перед началом собрания он указывает, как, кому и по каким заслугам усаживаться за центральным столом. Так как в собрании есть певчие, они поют псалмы, и сказатель, который задет ритм и мелодию. Собрание начинается с пения псалмов. Пресвитер читает строки из Библии, а собравшиеся, сидя на лавках, повторяют их, исполняя а капелла, протяжно и душевно. Далее следует молебен. Молитвы читает пресвитер наизусть. После прочтения всех молитв собравшиеся кланяются.

Обычно в собрание ходят по желанию, нет никакого фанатизма, подавления и принуждения. Вера, способность в любом человеке видеть частичку Бога, чистая и открытая душа помогли молоканам выжить в чужом краю.

Сегодня молокан все меньше и меньше. На Кавказе остался только один старейшина в селе Чухур-Юрт -  Михайл Михайлович Кастрюлин. Молодежь покидает села. К тому же, возникает вопрос, не сомнет ли это течение XXI век? Или же культура, обычаи, традиции канут в историю?

Дарья Масленникова

27/11/2020