Расписной символ Воронежа

Расписной символ Воронежа

Воронежская матрёшка заняла 22 место в ТОП-25 народных художественных промыслов России. Список был составлен Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» в рамках разработки Национального туристического рейтинга. Эксперты отметили главные особенности деревянной куколки – уникальную каплевидную форму и точное воспроизведение деталей старинного местного костюма.

«Мама» матрешки

Мы напросились в гости к «маме» воронежской матрешки Елене Матвеевой и ее ученице Евгении Афанасенко. Мастерицы встретили нас в музее старины Воронежского госуниверситета. Возле каждой стояли в ряд расписные шедевры. Самая маленькая матрешка -  величиной с 50-копеечную монету. Чтобы разглядеть деревянную красавицу, приходится напрячь зрение. Четкие линии, тончайшие узоры выдают руку мастера, а роспись напоминает о том, какие наряды носили когда-то красавицы из плоти и крови.

Коллекции с персонажами русских народных сказок и «Свадьба» прославили Елену Матвееву и Воронежскую область на весь мир. «Свадьба» вошла в число 30 лучших работ на конкурсе «Моя Россия... Мой мир», организованном ООН. Работы Матвеевой находятся в краеведческом музее Воронежа, в музее старины ВГУ и в частных коллекциях России и зарубежья (даже Африки и в Австралии).

«Свадьба» - коллекция из семи матрешек. Сваха «носит» яркий павлово-посадский платок, на груди — монисто из бисера.  Жених - в рубахе с поясом-оберегом. Невеста одета в фату. Рядом отец иконой благословляет на брак. За ним мать жениха с хлебом-солью, затем «дружка» — товарищ жениха с гармонью. А последний персонаж - та крошечная матрешка, подружка невесты.

Идею подсказала бракованная деревяшка

История Воронежской матрешки берет свое начало в 70-х годах прошлого столетия. Именно тогда Елена Матвеева создала свою первую расписную деревянную куклу. За эти годы мастерица дала десятки интервью. Каждый раз журналисты задают один и тот же вопрос: как появилась матрешка столь необычной каплевидной формы, похожей на яйцо?

-- Однажды токарь принес к нам на фабрику деревянную заготовку. Брак, но выбрасывать жалко - просто оставил в сторонке. Мой взгляд то и дело падал на бракованную вещицу. Фантазия разыгралась, я взяла  кисть и расписала деревяшку в хорошенькую девушку, одетую в народный костюм. И даже сучок, который был поначалу не к месту, сгодился. Его я превратила в прядь волос, выглядывающую из-под платка, - вспоминает Елена Матвеева.

С тех пор художница вместе с мужем занялась изготовлением матрёшек. Причем "наряжала" их строго по правилам народного костюма Воронежской губернии. Лет 40 назад четкого представления о том, каким  должен быть этот самый костюм, не было. Прежде чем воссоздать наряды уездов земли воронежской, художница отправлялась в экспедиции. По крупицам собирала материал, беседуя с местными хранительницами традиций и обычаев.

- В старинном костюме нет мелочей. Каждый завиток, каждый узор имеет свое значение. В старину наряд был красноречивее слов. По нему можно было судить о возрасте, социальном статусе, достатке, профессии, - поясняет Евгения Афанасенко. - Женские костюмы обязательно украшались растительным орнаментом, срисованным с местных культур. Например, панева - это чёрная клечатая поясная одежда замужних женщин, сшитая из нескольких кусков домотканой ткани. Существует предположение, что клетки на одежде означали земельные наделы.

 -  «Воронежская» особенность - это белая рубаха с черной графической вышивкой, означавшей обращение к небесным силам. Появилась такая рубаха на территории Бирюченского уезда (на границе нынешних Воронежской и Белгородской областей), - поясняет Елена Матвеева.

«Не хочу быть единственной»

Многие народные мастера не разрешают на выставках фотографировать свои работы. Мол, начнут копировать. У Елены Матвеевой на этот счет другое мнение:

- Пожалуйста, снимайте. Если получится что-то подобное - буду рада. Ведь человеку без профессиональных навыков воронежскую матрешку так просто не воссоздать.

Маленькой деревянной куколке она посвятила всю свою творческую жизнь. У Матвеевой было много учеников, но сегодня в Воронежской области у художницы осталась всего одна воспитанница - Евгения Афанасенко, жительница Семилукского района. Она в росписи тоже не новичок, в марте 2017 года получила долгожданное звание «Народный мастер Воронежской области». Его присуждают художникам, которые популяризируют именно народное творчество родной земли. Как и каждый мастер, Евгения привносит в воронежскую матрешку что-то свое. У нее есть мечта - создать матрешку в семилукском костюме.  К сожалению, пока не вышло – нужно время, чтобы собрать сведения об этом костюме.

 - Хорошо, что воронежская матрешка попала в ТОП 25. Мы с мужем продолжаем развивать и популяризировать народное творчество. Но хочется, чтобы у дела Матвеевых были и другие последователи. Чем  больше будет профессиональных учеников, тем скорее Воронеж будут ассоциироваться у россиян не только с котом с улицы Лизюкова, но и с Воронежской матрешкой, одетой в костюмы наших предков, - считает Евгения Афанасенко.

Наталья Фокина, фото автора