У каждого помора свои пригонохи

   У каждого помора свои пригонохи

В деревне Яреньга, на Летнем берегу Белого моря, помнят и сохраняют наследие прошлого. Каждый экспонат музея-парка поморского быта — целая история.

Поддержали всем миром

Александра Леонтьевна Серухина возглавляет Яреньгский ДК с 2017 года. Тогда же и появилась идея создать музей.

Первым делом будущие музейные помещения отремонтировали и покрасили. Помогали в обустройстве сотрудники Дома культуры: Ольга Михайловна Гуляева мыла, чистила и реставрировала экспонаты, а кочегары зимой пилили и строгали доски. Прямо в музее, поскольку на улице шёл снег.Нашлись и спонсоры благого начинания — рыболовецкий колхоз им. М.И. Калинина, МО «Пертоминское», музей народных промыслов и ремёсел Приморья. Проект «Музей— парк поморского быта», кстати, победил в конкурсе проектов развития территориального общественного самоуправления Приморского района.

Прялки — из Мезени, мочко — из Лопшеньги

Под одной крышей собраны здесь самые разные экспонаты — от наконечников копий первого тысячелетия нашей эры до прялок из Мезени. Прялки эти яреньжане получали в обмен на добытую в Белом море рыбу, которую летом перевозили на шхунах и шкерах, а зимой — на санях.

Обмен производили и с соседями из Лопшеньги. На этот счёт даже сложилась поговорка про яреньжан, мол они умеют только рюжи вязать, а как за мочком — так едут в Лопшеньгу, за рожью — в Луду.

В окрестностях деревни находились две варницы, где добывали соль — одна из них располагалась у озера Солёного. А в верховьях реки Яреньги добывали жемчуг. Его можно увидеть на забороснике, женском подковообразном шейном украшении второй половины XIX века, представленном в музейной экспозиции. Шкатулки же местные мастера украшали деревянной резьбой и ракушками.Шили вичью, конопатили мхом

Рыбу яреньжане добывали на поморских промысловых судах — карбасах. Их шили мастера, соединяя матицу (киль) с кокорой, на которую потом крепили опруги (шпангоуты — поперечные рёбра судна). Получившуюся конструкцию обшивали набоем (сосновыми досками) толщиной около 18-22 мм.

В корпусе лучковым сверлом с лопаткой на конце проделывали отверстия, через которые карбас и сшивали вичью.

Затем его конопатили мхом и просмаливали.

— Иногда карбас, как у нас говорят, выходил качко’й, то есть неустойчивый, — рассказывает Александра Серухина.

 

Полностью материал Владислава КОРЕЛИНА можно прочитать на сайте ИА Северные новости.

23.11.2020