"Чужие" должны стать своими
Проводить национальные фестивали и праздники в такой многонациональной стране как Россия – идея отличная. Но всегда ли они продвигают культуру в массы и не проходят ли просто «для своих»? Сергей Колесников и Анна Кильгишова попытались выяснить, как организаторам таких событий привлечь внимание широкого зрителя.
Уважайте каждого
Чаще всего на концерт приходят в лучшем случае родственники участников. Это может зависеть от разных факторов: недостаточная компетентность координаторов, проведение события для «галочки» или плохой пиар.
Марина Товмасян, руководитель пресс-службы Молодежного совета при Доме национальностей и конкурса «Национальная краса Санкт-Петербурга» считает, что нельзя всё превращать в вечер дружбы с надоевшей всем самодеятельностью: «Я очень люблю национальные танцы и песни, особенно народов, к которым сама принадлежу. От армянского дудука у меня мурашки по телу, от осетинского танца симд гордость просыпается, но когда я вижу на всех концертах одни и те же номера, мне становится неинтересно. Первое впечатление второй раз не испытаешь, поэтому мы работаем на эмоции, даже когда речь идёт о таких явлениях, как популяризация национальной культуры».
Эксперт уверена, что основной задачей является привлечение внимания к «чужим», которые на самом деле «свои»: «Наша миссия в том, чтобы сделать это привлекательно – совместить битбокс и народную песню, замиксовать современный танец с национальным».
Марина Товмасян советует организаторам национальных событий:
абстрагируйтесь и подумайте: что привлекло бы вас, как стороннего зрителя; не забывайте про диалог, выстраивайте его между участниками и зрителями так, чтобы он не превращался в конфликт, чтобы конкурс или фестиваль не задевал чьи-то интересы и ценности, главное – «уважать каждого и уметь делать хайп культурно».
«Все вокруг в теме, а мы нет»
Недавно мы побывали на одном петербургском конкурсе красоты, и он не произвёл ожидаемого эффекта. Цель была благородная – популяризация культуры одного из народов России. Однако мы, как люди далёкие от этой национальной Республики, узнали немного. Всё время сидели с мыслью: «Все вокруг в теме, а мы нет». Но если что-либо направлено на популяризацию, в теме должны быть все.
Мы задали себе и окружающим вопрос: «Что могло бы вас привлечь в таком событии?». Полученная информация сформировала список советов для организации успешного национального проекта, будь то конкурс красоты или фестиваль культуры.
Исследуйте успех похожих мероприятий.
Что в них заинтересовало зрителя? Как можно это модернизировать? Вдохновитесь и начните составлять картину вашего события.
- Вход нужно делать свободным. Сторонний зритель точно не будет платить за то, чтобы попасть на событие по незнакомой для него теме.
- Необходимо продумать интерактив со зрителем, чтобы он не ушел в середине и не разочаровался в финале. Случайный человек легко проникнется другой культурой, если сам погрузиться в неё. Скажем, можно угостить гостей национальными блюдами, сделать выставку бытовых вещей, одежды, музыкальных инструментов (это будет особо органично, если предметы задействованы в сценарии). А в середине, когда интерес начнет постепенно спадать, можно провести викторину на этническую тематику.
- Привлекайте известных личностей. Взгляд потенциального гостя точно остановится на странице вашего события, если увидит там знакомого человека. Например, в 2018 году «Национальная краса» пригласила в жюри Алексея Климушкина, известного по роли Сильвестра Сергеева в сериалах «Универ» и «СашаТаня». Также участниц оценивала Татьяна Ларина, участница «Битвы экстрасенсов». Не бойтесь отправить приглашение. За спрос, как известно, денег не берут. Иногда можно договориться даже без них.
- Без активного продвижения вы далеко не пойдёте. Следует регулярно вести соцсети. Говорить можно не только о том, что и когда будет происходить. Здорово, если вы найдёте инфоповод, связанный с вашим событием, подготовите материал, который интересно будет прочитать широкой аудитории. Статьи, подборки или карточки можно разместить как в группе мероприятия, так и в СМИ. Марина приводит в пример материал на сайте Собака.ru, после которого выросла упоминаемость конкурса «Национальная краса».
Кстати, этот конкурс, несмотря на коронавирус, снова пройдёт. Отбор участниц нового сезона уже состоялся, впереди жаркая борьба. За тем, как она будет выглядеть в новых условиях, – следите в группе.
Текст: Сергей Колесников, Анна Кильгишова,
фото из архива Марины Товмасян
21.11.2020