"Лучше карбаса нету!"

Деревня Яреньга Приморского района Архангельской области, расположенная на Летнем берегу Белого моря, тесно связана с рыбным промыслом. Так, в 1635 году Яреньгский погост присоединили к Соловецкому монастырю, поскольку по побережью находились 29 сёмужьих тонь.
Хочешь знать – смотри
Для вылова рыбы в море использовали старинное поморское судно – карбас. И сегодня в Яреньге о поморских традициях не забывают. Местный житель Виталий Андреевич Пирожников владеет его шитьём.
Первый карбас он сшил в 1985 году. За свои 62 года спустил на воду с десяток судов длиной от двух до пяти с половиной метров.
Поморы учили своих детей судостроительному ремеслу по принципу: хочешь знать – смотри. Так и Виталий Андреевич, посещая мастерскую своего отца, который шил для рыболовецкого колхоза карбаса, как он сам вспоминает, приглядывался.
Матица, набой и кочеты
– Надо в лесу найти дерево с подходящим корнем. Он должен быть цельным. Выкопать, обработать, а потом вывезти зимой, – рассказывает Виталий Андреевич.
Речь идёт о матице, поморском киле карбаса – прикорневой части ели с прямым углом. Она образует нос будущего судна. К ней с помощью вырезанного прямо в дереве замка присоединяется задняя кокора – часть ствола хвойного дерева с загнутым корнем.
На матицу с помощью нагелей, крупных деревянных гвоздей, крепятся опруги – поморские шпангоуты, поперечные рёбра корпуса. После их обшивают сосновыми досками – набоем.
Раньше сшитый и законопаченный карбас пропитывали изнутри и снаружи сосновой смолой, а теперь используют краску.
Затем в корпусе готового судна устанавливают кочеты – поморские уключины. Они представляют собой два деревянных штыря, куда продевается весло. Используется также и один кочет с верёвочной петлёй.
Зачем ломали весло
По словам Виталия Андреевича, процесс шитья карбаса занимает около месяца.
Вёсла же делают из горбыля – боковой части бревна, с одной пропиленной стороной. Его можно раздобыть на местной пилораме, поскольку горбыль является отходом деревообрабатывающего производства.
По поморской традиции старые вёсла не выбрасывали, а ломали об колено, чтобы никто больше ими не пользовался. Также поморы, владеющие большими судами, перед отплытием делали их макеты и относили в церковь, чтобы Бог охранял в море.
Конкурент из пластика
– У меня последний карбас с 2007 года, а сейгод только не езжу на нём, – рассказывает Виталий Андреевич.
Срок службы карбаса – 30 вод, подразумевающий под собой период от весны до осени. После карбаса «доживают» свой век на берегу.
Отметим, что в 2018 году силами национального парка «Онежское поморье» и волонтёров была обустроена экологическая тропа – «Вечная стоянка карбасов». От места на берегу Белого моря, где покоятся карбаса рыболовецкого колхоза «Заря», до сетного склада, расположенного на песчаной отмели между рекой Яреньгой и морем.
Рыбачить сетями местные жители могут, но с определёнными условиями. Согласно «Справочнику рыбака» от нацпарка, общая длина сети должна быть не более 50 метров и высотой не более трёх. Размер ячеи: от 16 до 36 мм.
Суточная норма вылова, например, сига, составляет 10 килограммов. А минимальный размер этой рыбы, чтобы можно было её оставить себе, должен равняться 22-м сантиметрам.
Если ловить можно, но с ограничениями, то карбас как элемент поморской культуры потеснился. На смену ему пришла пластиковая лодка, поскольку она легче.
– Но лучше карбаса нету! Да он и на волну устойчивей, – признаётся Виталий Андреевич.
Владислав КОРЕЛИН,
фото автора
21/11/2020
Материал опубликован в газете "Северный рабочий".