Узбеки и осетины – общего больше, чем казалось

Узбеки и осетины – общего больше, чем казалось

На одном из занятий в Школе межэтнической журналистики, которое проходило в формате видеоконференции, мы пообщались со студентами из Пскова и Сыктывкара и немного узнали об особенностях их культур.

В течение нескольких недель, пока шли занятия в ШМЖ, у нас состоялись встречи со многими интересными людьми, в том числе и представителями других национальностей. В процессе общения я пришла к выводу, что у осетинского народа есть много общего с этносами, живущими от них достаточно далеко. 

К примеру, одна из студенток ШМЖ из Пскова, сравнила культуру осетин и сето – финно-угорского народа Псковской области и провела интересные параллели. Так, она сравнила осетинского святого Уастырджи и сетоского Пеко, осетинский ирон фæндыр или двенадцатиструнную арфу и национальный инструмент сето- гусли. Кроме того, она сопоставила письменности двух культур и особенности национального костюма у женщин. Заинтересовавшись ее материалом, я решила сделать свое небольшое исследование и обнаружила много похожих традиций у осетин и узбеков.

На одном из наших занятий руководитель узбекской общины во Владикавказе Суяркул Ураков, рассказал, что осетинская свадьба похожа на узбекскую, если понаблюдать, то можно найти много общих элементов. К примеру, помолвка или «Фатиха-туй» у узбеков проходит следующим образом: в дом невесты засылают сватов, чтобы договориться о свадьбе, как правило, это удается лишь с третьего раза. Затем, чтобы скрепить договор родители и сваты разламывают нон – узбекскую лепешку, в знак серьезности своих намерений, т. к. хлеб для узбеков священный продукт. В назначенный день в доме невесты собираются родственники, родители будущего супруга одаривают невесту всевозможными подарками и сладостями.

В традициях осетин тоже есть место сватовству. После того как семья жениха одобрила его выбор, в дом невесты отправляются сваты – минæвæрттæ, как правило, это близкие родственники или друзья со стороны мужа. Сторона невесты не дает утвердительного ответа сразу, сваты должны посетить дом ее отца минимум три раза. Если согласие на свадьбу было дано, семья жениха отправляет в дом отца невесты доверенных лиц – фидауджытæ, скрепляя брачное соглашение. Этот обряд называется «Договор» или «Фидыд». Помолвка у осетин – «Сусæгцыд» или Тайный визит: за неделю до свадьбы в доме невесты собираются жених с друзьями и шаферами, а со стороны невесты присутствуют ее подруги, старшие женщины рода и другие родственники. Жених преподносит будущей теще сладости — сиахши къафетта, а затем дарит невесте обручальное кольцо и свадебное платье. В отличии от традиций узбеков, где платье невесте готовят ее родители.

Как выяснилось, обряд укладывания младенца в колыбель нашел место в культурах обоих народов. В узбекской национальной традиции это празднество получило название «Бешик-туйи» (деревянная колыбель). Один из самых древних обрядов проводился обычно на 7-й, 9-й или 11-й день со дня рождения младенца. Особенности проведения зависят от достатка семьи, одни отмечают очень пышно, другие поскромнее. По обычаю, «бешик» т.е. колыбель достается младенцу от родственников его матери, в «дастархан» (скатерть) заворачивают различные сладости, лепешки и игрушки, дедушки и бабушки дарят подарки.

У осетин «Авдæнбæттæн» устраивался через 3-4 дня после появления новорожденного на свет. Обряд символизировал приобщение младенца к семье и отдачу его под покровительство божества надочажной цепи Сафа. Колыбель ставили возле домашнего очага, затем свекровь роженицы укладывала в нее младенца, для Сафа приносили три лепешки и араку. В этот же день или вскоре после совершения обряда младенцу давали имя, событие называлось «номæвæрæн», наречению имени придавалось большое значение, т.к. верили, что имя ребенка влияет на его судьбу, в честь этого события устраивали праздник - «ном-æвæрæны куывд». «Исмлаш» – обряд наречения имени младенцу в Узбекистане. В имя ребенка также вкладывался огромный смысл. Предпочтительным во все времена считалось называть ребенка явлениями природы, вселенной и так далее.

Объединяют народы и другие праздники. К примеру, в июне осетины отмечают праздник «Уацилла», во время которого молятся святому Уацилла – покровителю плодородия, чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной, чтобы не было засух и новоднений. По словам Суяркула, он похож на узбекский «Навруз» (или «Новруз»), который знаменует начало нового сельскохозяйственного сезона и подготовку к урожаю. Он отмечается в день весеннего равноденствия – 21 марта и символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.

А «Джеоргуыба», который осетины справляют в честь окончания сельскохозяйственных работ в конце ноября, имеет много общего с узбекским «Хосил-байрами». Узбекский праздник символизирует завершение уборки урожая, подведение итогов кропотливой работы крестьян – дехканинов, прославляет их труд.  Джеоргуыба называется еще Уастырджийы бонтæ или Днем Уастырджи, он посвящен осетинскому святому Уастырджи – покровителю мужчин, путников, защитнику слабых и обездоленных. Празднуется он неделю, накануне -  закалывается жертвенное животное, каждая семья за тремя пирогами молится Богу, а всю оставшуюся неделю соседи и близкие собираются на совместные празднования.

Что особенно приятно и важно - общим у обоих народов является традиция уважения и почитания старших. Как рассказал наш гость, если твой собеседник даже на год тебя старше, ты не можешь обращаться к нему на «ты», это считается позором, они даже говорят: «На одну рубашку больше порвал». Младшие по отношению к старшим всегда здороваются первыми, если человек более высокого статуса, он первым должен высказать почтение собеседнику.

Согласно традициям осетинского народа, уважение и почитание старших является неотъемлемой частью воспитания и культуры осетин. Согласно этикету, каждый уважающий себя осетин считал себя обязанным вставать при появлении старшего, он обязательно должен был поздороваться первым, даже, если они не были знакомы. Молодой человек никогда не позволял себе лишнего при общении со старшим, он всегда внимательно слушал, когда тот говорил, этикет не позволял пересекать дорогу старшему или входить раньше него в помещение.

Погружаясь в увлекательную тему изучения культур разных этносов, я пришла к выводу, что так или иначе, обычаи и традиции многих народов, даже самых отдаленных – похожи, так уж исторически сложилось. Обычаи сватовства присутствуют в культурах многих этносов, как и праздники, возвещавшие о начале или завершении сельскохозяйственных работ. В каждом регионе они имеют разное название и историю, но суть у них одна. Точно так же, как и традиция почитания старших, она сохраняется и у народов Кавказа, и у этносов Средней и Восточной Азии до сих пор.

Что касается моего небольшого исследования, то казалось бы, где Псков, Узбекистан и где Осетия, вроде бы совершенно разные культуры, но как уже сказано выше – нас объединяет очень многое ну хотя бы, одна планета.

Алёна Чепкова

22.11.2020