"Тетрадь – это он или она?"

"Тетрадь – это он или она?"

«Дети Петербурга» объединяют на уроках русского языка  ребят из Кыргызстана, Камеруна и Йемена. Цель проекта – помочь малышам и подросткам из других стран освоиться в новой для них среде. Артём Слёта – сотрудник организации рассказал, с какими трудностями сталкиваются мигранты в России и как правильно рассказывать о других культурах. 

«Осень наступила – ветер, дождь»

Из каждого зала центра добрососедства «Дом» – смех и громкие беседы. В самой младшей группе уже готовятся к обеду. Преподаватель читает вслух рассказы, которые дети написали на уроке русского языка: «Лето наступило – зелёные листья. Осень наступила – ветер, дождь. Зима – дети играют в снежки, снег идёт». 

В классе постарше еще идёт занятие – ученики сосредоточенно записывают задание в тетради. Сидят группами – стол для мальчиков и для девочек. 

– Никто их специально не разделяет, конечно. Просто возраст такой, мальчишки тянутся к мальчишкам, девчонки к девчонкам, – объясняет Артём. 

  

По возрасту распределение тоже формальное. Главный критерий здесь – знание языка. Поэтому в одном и том же классе могут быть ребята на пару лет младше или старше. 

Занятия в осеннем лагере проходят в две смены – сначала младшие отряды, потом дети постарше. День начинается с урока по русскому языку, после – обед, совместные игры и прогулка. 

– В нашем случае игры – это ещё и практика языка. Между собой дети могут  сесть отдельно и поговорить на киргизском или узбекском, но когда мы вместе играем, единственный способ общаться – использовать русский. 

Младшие ребята уже успели пообедать и как раз заняты играми. Мальчишки и девчонки сидят вокруг своей преподавательницы, в руках карточки – режутся в Uno. 

 

«Мы здесь не надеваем кокошники»

«Дети Петербурга» занимаются социокультурной адаптацией детей мигрантов и беженцев уже восемь лет – с 2012 года. 

В основном в организацию приходят семьи из  Центральная Азии: Киргизии, Таджикистан и Узбекистана. Но есть и ученик из Камеруна, брат и сестра из Афганистана, несколько человек из Йемена. 

– Мы здесь не надеваем кокошники, не пьём чай из самовара, не пляшем под русские народные песни. У каждого своё представление о том, как выглядит интеграция мигрантов. Для нас основная ценность – это образование. Мы считаем, что если  ребёнка, который приехал в Россию, обеспечим достойным уровнем образования, у него дальше в жизни будет такой же шанс устроиться. 

«Дети Петербурга» открыли и Молодёжный центр. Он появился, когда организаторы поняли, что у подростков – своя специфика, с которой нужно считаться. 

 – Маленькие дети очень адаптивны – они буквально впитывают язык. Я знаю истории, когда дети с рождения говорили только на национальном языке, а потом пошли в первый класс и через какое-то время стали спокойно разговаривать не хуже носителей. Другое дело, если тебе 14 лет, ты переехал в другую страну – это катастрофа. У тебя нет друзей, ты не понимаешь людей вокруг. Поэтому мы решили организовать безопасное пространство для подростков, куда им было бы интересно приходить учиться и общаться. 

Обычно уроки проходят в библиотеках – это позволяет подключить к работе ребят из всех районов города, но сейчас здания временно закрыты. Доступ остался только к общественным площадкам – «Дом» одна из таких. Хотя большая часть занятий проводится онлайн, здесь продолжают проходить уроки по русскому, английскому и математике. 

Полностью материал Ангелины Олениной можно прочитать на сайте.

21.11.2020