Какими нас сотворил Господь? Бородатыми и в юбках?
Я далека от религии. Себя ни к какой вере не отношу — еще не созрела. А знания есть только о самых распространенных. А еще я плохо разбираюсь в истории, не срослось у нас с ней. И поэтому, когда нам сказали, что мы пойдем к староверам, я загорелась.
Мне казалось, что я приду и увижу маленький деревянный дом: в нем обитают люди, живущие естественно и просто, исповедующие что-то вроде язычества и поклоняющиеся древнерусским богам. Темнота...
В середине 17 века в результате реформ патриарха Никона в России произошел раскол. Смысл его заключался в исправлении церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с константинопольскими канонами. Это было необходимо для расширения связей с греческим Востоком. С тех пор в православии есть разделение на старообрядцев и новообрядцев.
В чем отличие?
Сегодня девушек школы межэтнической журналистики на улице видно было издалека. Все в длинных юбках и платках. Что у прохожих вызывает либо подозрительные взгляды, либо неодобрительные. Собираемся у входа в ограду небольшой деревянной церкви на улице Яковлева и ждем назначенное время.
Пятиглавое здание томской старообрядческой церкви построено староверами на пожертвования в 1913 году и является региональным памятником архитектуры. Красиво. Меня, ожидающую увидеть нечто языческое, смущает только то, что на синих куполах как мне кажется обычные православные кресты, и иная атрибутика визуально ничем не отличается от той, что мы привыкли видеть. Тогда в чем отличие этой церкви от обычной православной? На входе нас встречает отец Никола, уже девять лет являющийся здесь настоятелем.
— Внешне все практически то же самое. Но иконы написаны более строго и на них можно увидеть двоеперстие. А если зайти на богослужение, то обнаруживаются поразительные отличия. Иначе ставятся ударения и произносятся слова, отличается написание. Например, у нас «Исус Христос», а у них — «Иисус». У нас одноголосие и поем мы по крюкам, а не по нотам многоголосием.
Еще одно отличие состоит в том, что все заповеди и законы соблюдаются гораздо строже. Это распространяется и в пределах церкви, и в обычной жизни.
В повседневности для старообрядцев существует ряд правил. Например, для мужчин считается грехом сбривание бороды, для женщин — ношение брюк и неношение платка (если ты замужем). Объясняется это тем, что «нужно быть естественно такими, какими сотворил Господь». Но если борода — это логично, не брился, оброс. То юбка и платок тут причем?
— Сейчас все стараются придерживаться этих правил. Даже молодежь. Но наше общество к этому еще не всегда готово. Если молодой парень начинает носить бороду, не облагораживая, а как есть, то на учебе или работе он сразу подвергается осуждению. Или представьте, молодая замужняя девушка будет всегда ходить в платке — тоже будет непринятие. Но это все зависит от внутреннего состояния человека и его твердости. Это такой крест — его надо нести и терпеть за это оскорбления.
По словам отца Николы, задача старообрядческой церкви в том, чтобы молодежь соблюдала правила и доносила до общества, что это нормально. К тому же в наше время все можно сделать современно и стильно, чем заметно выделиться на фоне однотипных людей.
По закону Божьему — выходи замуж за единоверца
Основной прирост старообрядцев идет благодаря поколенческим традициям. Поэтому очень важно, чтобы оба партнера в паре, вступающей в брак, были одной старообрядческой веры.
— Бывает даже такое, что перед тем, как начать совместно жить, молодой человек приводит девушку в нашу церковь. Они венчаются и только потом съезжаются и строят семью. Мы приучаем детей к этому с детства: если решил связать жизнь с человеком, действуй по закону Божьему.
Семьи у старообрядцев обычно многодетные. Например, у родителей отца Николы было девять детей, у него самого — уже семь. Что интересно, отдавать их в детский сад не положено. Воспитанием занимаются исключительно родители.
— Все формируется в раннем возрасте. Я должен сам контролировать ребенка, какую информацию он получает и что делает. Я, а не какая-то там тетенька — особенно, когда посмотришь, что там делается. Да, когда ребенок один, ему скучно дома, но когда их много — это уже свой садик, где младшие учатся у старших.
Отец Никола считает, что если семья крепкая и полноценная, то в дальнейшем проблем у детей не будет. Очень важно, чтобы родители показывали своим примером любовь и заботу. Но что немного покоробило нас, светских молодых девушек 21 века, — это иерархия в семье.
— Муж и жена — это единое целое, где муж — голова, а жена — в подчинении. Как Христос глава церкви, так и мужчина — глава над семьей. Тут все взаимосвязано и обоюдно. И если бы все делали так, как учит христианство, все было бы всегда хорошо.
Спорить со священником мы не стали. Но потом между собой обсудили, что в наше время, когда цивилизованный мир стремится к равноправию мужчины и женщины, подобные устаревшие установки звучат немного... устаревше. Еще одним спорным моментом стал разговор о наказании детей. Отец Никола утверждал, что наказывать ребенка «с любовью» за проступок можно.
— Если хочешь, допустим, чтобы у тебя вырос сын, его надо наказывать. Это у вас в голову вложены современные моменты. Да, нельзя гневаться, нельзя говорить что-то в злости, нельзя ударять по лицу или толкать.
— А если у ребенка сформируется обида?
— Если сделаешь с любовью — никогда. Он знает прекрасно, за что получает.
Наверное, мы и правда рассуждаем слишком современно...
«Уныние — это грех»
Отец Никола рассказал, что несмотря на все проблемы, которые могут возникнуть, жизнь у старообрядцев — позитивная. Потому что уныние — это грех. Нужно ценить каждую секунду жизни и следовать своей главной задаче — получить спасение.
— На земле идет постоянная борьба за людские души — дьявол хочет их к себе завлечь. Здесь дело за человеком. Не за Господом — если бы он хотел, то всех, кто не за него, уничтожил бы. Человек волен и родился свободным. И может выбирать — добро или зло. Господь просто показывает свою любовь ко всем и принимает тех, кто к нему идет. А вот лукавый постоянно расставляет сети. Поэтому происходят расколы, вражда и все, что мы сейчас видим вокруг. А церковь — это кусочек рая. Она помогает нам. Мы же все живем ради вечного.
Полина Диденко
Фото Анны Захаровой и Полины Диденко
17.11.2020