"Жил как все": История России через призму простого коми человека

"Жил как все": История России через призму простого коми человека

В первый приезд в Брыкаланск краеведа П. Хатанзейского дед Андрей сказал: «Да нечего обо мне писать, жил как все»... Автобиография деда нашлась среди вещей, которая моей маме переделала прабабушка. Читая ее, поражаешься, как трудно было жить в начале XX века.

        Филиппов Андрей Петрович родился в 1894 году в семье крестьянина-бедняка  в селе Брыкаланск  Ижемского района. Детей в семье было трое: дед Андрей, сестры  Марья и Павла. Жили они бедно, родители деда занимались сельским хозяйством, людьми были неграмотными, но хотели, чтобы дед научился читать и писать. В 1904 году он пошел в начальную школу. По рассказам самого дедушки, он учился хорошо. Три года с 1912 он проработал на лесопильном заводе.  Дедушку  ценили за порядочность и ответственность.

  И в семье он был строг, но справедлив. Жену выбирал под стать себе, чтобы была трудолюбивой и не болтливой. Больше всего дед Андрей любил песни, которые она пела. Часто он просил свою Ульяну исполнить русскую песню «У зори,  у зореньки много ясных звезд». Это единственный момент, когда деда можно было застать не за работой.

        Зимой он ходил на речку, приносил  много налима.  Снабжал не только семью, но какая-то часть шла на продажу. Летом  вместе с детьми и женой заготавливал сено для скота на зиму. В любом деле дедушка Андрей был непререкаемым авторитетом.

       «В 1915 году, - пишет Андрей  Петрович в своей автобиографии, - мобилизован в старую армию в период первой империалистической войны». Тогда он присягал последнему русскому императору Николаю ІІ. К сожалению, он ничего не рассказывал о том периоде ни после возвращения в декабре 1917, ни  потом.

Далее в автобиографии дедушки читаем: «В 1918 году поступил красно-партизанский отряд который действовал на реки Печоры против белогвардейцев…» (стиль, орфография автора сохранены). Как известно из документальных источников, 1918 год был ознаменован неурожаем и неслыханным голодом. Дед обронил когда-то такую фразу, что вместе с другими партизанами снабжал мукой и товарами население коми деревень. Возможно,  дедушка участвовал в известном в то время «ляпинском деле» (Ляпино, нынешний Саранпауль), когда в Печорский край путем невероятных усилий доставляли хлеб. 

   «В июле  1919 году, - пишет Андрей Петрович, - Северо-Двинском фронте попадали в плен…». Летом 1919 года Вашко-Мезенский, Кай-Чердынский и Ижмо-Печорский полки, где служил прапрадедушка, были переброшены на Северную Двину. Оборона Коми края была возложена на несколько караульных рот общей численностью 924 человека. Шли жестокие бои между белогвардейцами и красноармейцами.

Дальше читаем: «…откуда удалось сбежать на сторону Красной Армии и зачислили особый отряд при ВЧК,  который действовал по борьбе с бандитизмом, где и служил до окончания гражданской войны» (стиль и орфография автора сохранены).

    В декабре 1921 году  дедушка возвращается  домой и до марта 1930 года работает в родном Брыкаланске. Примерно в 1922 году он обвенчался в церкви села Няшабож на семнадцатилетней девушке по имени Ульяна. Молодая жена была младше Андрея  на 9 лет. Жизнь вроде как налаживается: в 1927 году родилась дочь Таисия; построили  дом. Этот дом, по словам мамы,  стоит до сих пор, там теперь живет правнук, которого  также зовут Андрей.

 Дальше дедушка пишет: « В 1930 году поступил членом колхоза «Пионер №1» Брыкаланского сельсовета и до 1932 года работал завхозом данного колхоза. В 1932 году Брыкаланский сельсовет направил на 3-х месячные курсы по Советскому Строительству какову окончил в селе Ижме. После окончания курсов с января 1932 работал секретарем Брыкаланского сельсовета по март 1936 года, откуда был избран председателем колхоза «Пионер №1» Брыкаланского сельсовета где работал один год по январь 1937 года».

 «В начале 1937 года освободили с должности председателя колхоза  и сельским советом был направлен на 3-х месячные курсы счетоводов в село Устильму (Усть-Цильму) каковые курсы окончил и был направлен в распоряжение Ижемского райфо,…», - читаем дальше (стиль, орфография автора сохранены).

      Бабушку Ульяну спрашивали, почему именно Андрея Петровича отправили на курсы. Ульяна Ивановна отвечала: «А его никто и не спрашивал, поедешь или нет. Сказали, значит надо. Видимо,  считали, что он достоин».

     22 июня 1941 год.  На рассвете немцы напали на Советский Союз. Жена Ульяна, дочь Таисия, сын Владимир  провожали на войну отца Андрея Петровича. А из автобиографии дедушки Андрея Петровича мы узнаём: «В июле месяце 1941 года мобилизован на военную службу и зачислен военизированную стрелковую охрану и направлен Печорский Желдорлаг конвоировать заключенных, где служил по май месяц 1946 года» (стиль, орфография автора сохранены).

  Северо-Печорский железнодорожный лагерь, где проходил службу Андрей Петрович, создан 14 мая 1940 года, основная задача лагеря – строительство железной дороги от станции Кожва до Воркуты протяженностью 465 километров. До осени 1944 года лагерь занимался достройкой и увеличением пропускной способности введенной в эксплуатацию трассы. А затем по приказу НКВД строил железную дорогу Хальмер-ю-Хановей-Шахта №7.

   Сам дедушка никогда не рассказывал о себе, поэтому родные  не знали, как он там служил. Можно не сомневаться в том, что было  очень трудно.

Практически сразу после его возвращения  (24 июля 1946 года) он был избран секретарем Брыкаланского сельсовета и «работаю по настоящее время». В каком году была написана автобиография, никто в нашей семье не знает.

         В конце автобиографии отмечено: « С 1925 года по 1928 год состоял членом ВКП(б) и был исключен по причине, не уплата членских взносов в течение трех месяцев и за не явку на собрание. Ксему подписуюсь АФилиппов».  (стиль, орфография автора сохранены).

Историей жизни моего дедушки интересовался известный в Ижемском районе краевед П. Хатанзейский. Он несколько раз приезжал к дедушке, видимо, брал у него интервью, хотя в первый его приезд дед по скромности и отказал ему.  Прапрадедушка прожил 86 лет, в марте 1970 году его не стало. 

Исудьба деда для меня – зеркало ХХ века. Жили трудно, честно – так, чтобы мы, потомки могли равняться на предков.

Эмма Рочева

16.11.2020