«Молодежь встала на нужные рельсы…»
- Как-то мне задали вопрос, какая культура в Исламе? - начал свое выступление Иса Хасаев, заместитель председателя правления Алтайской общественной организации Центр национальной культуры «Вайнах». – Я ответил, что в культуре любой религии важно быть человеком. Культура - это не только традиционная одежда, танцы и кухня, культура – это когда человек помогает старику или женщине донести тяжелые сумки, уступает место в общественном транспорте старшему, девушке. Мужчина не умрет, оттого что постоит немного.
Разговорами о культуре встреча студентов с Иса Мусадиевичем Хасаевым не закончилась. Обсуждались вопросы образования, нагремевшие споры о ношении в школах хиджабов.
- Надо издавать законодательные акты, в которых будет прописано, где и когда можно носить традиционную национальную одежду. Есть моменты, которые допустимы и недопустимы. Нет ничего зазорного в том, что девушка одела платок или длинную юбку. Школа должна быть светской школой, религия у нас по закону отделена от государства. Религия должна заниматься духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, не только подрастающего, но и старшего.
Иса Мусадиевич вспомнил один случай. Не было имама в мечети, поэтому пришлось выступать его заместителю. И когда он читал лекцию, допустил ошибку; он сказал, что с появлением Корана, все остальные книги должны быть закрыты. Но ни один человек не может закрывать священные книги других религий. Как заметил заместитель председателя правления: «Это попахивает экстремизмом». Пришлось поправить этого человека и объяснить всем присутствующим, что у каждой конфессии есть своя священная книга, свое писание. Мы все люди писания, поэтому должны друг друга принимать и уважать. Не нужно думать о человеке плохо, если он исповедует другую веру.
Зашел разговор также об экстремизме и терроризме. Иса Мусадиевич рассказал о недавнем форуме, на котором обсуждался этот вопрос. На нем присутствовали представители органов власти, силовых структур, ученые. Молодой специалист читал доклад о возможных опасностях, предписывал меры, с помощью которых можно предотвратить плачевные последствия. Приводились данные, что через границу провозится запрещенная экстремистская литература, основным контингентом террористов являются мусульмане; они больше предрасположены к этому. Но на дворе двадцать первый век и любую литературу можно достать в интернете, не обязательно гонять через границу фуры с запрещенными текстами.
К тому же терроризм нельзя определить по национальному признаку. Что значит предрасположены? Экстремисты и террористы – это преступники, люди, нарушившие законы. В исламе, как и в других религиях, не допускается причинять вред человеку.
«А люди, считающие иначе, ничего не знают. Чтобы разбираться в этом вопросе, необходимо изучить не только законодательную базу, но и книги священного писания, по учению которых люди живут. Нет в Коране такого места, где было бы написано вредить и убивать!» - уверен Иса Хасаев.
- Четыреста учебников признали экстремистскими! Только когда Кадыров вмешался, список сократился до двухсот пятидесяти. А что дальше? Запишем в экстремисты Толстого?
Заместитель председателя вспомнил и случай, когда он возвращался вечером домой и видел троих людей в черных одеждах, несущих черный флаг с черепом. Зачем они это делают? Каковы их цели?
Не просто же так люди решили преступить рамки закона, значит им кто-то заплатил. Экстремисты террористы, откуда они появляются? Нужно работать в этом направлении. Узнать причины, найти тех, кто их снабжает, кто за все в ответе. Без денег люди не пойдут на подобное, они уверены, что им заплатят, если сумка окажется в нужном месте.
Все же решили отойти от такой трудной темы, поскольку не было достаточной компетенции в этом вопросе. В следующей части встречи студенты узнали об особой форме организации жизни в Чечне - о тейпах. Всего в Чечне около тринадцати – пятнадцати тейпов. Они соревнуются в разных аспектах жизни, что усиливает здоровую конкуренцию и позволяет их жителям совершенствоваться в учебе, работе и производственном плане. К сожалению, время берет свое, и не все молодые люди помнят, к какому тейпу они принадлежат, особой роли в их жизни они не играют. Главным становится его национальность, соблюдение обычаев и традиций, подчинение законам.
Речь шла и о воспитании, и не только чеченских детей. Иса Мусадиевич отметил, что необходимо с самого детства прививать уважение к людям, неважно к какой национальности они относятся.
-Каждый может говорить и «бить себя кулаком в грудь», какой он национальности и в какого бога верит. Но не каждый может уважать и соблюдать традиции своего соседа. Нет хороших или плохих религий, есть нехорошие люди. Ни одна традиция, ни один обычай не идет вразлад с законом. Они существуют параллельно.
А как же обстояли дела с образованием? Представитель вспоминает… Считали, что получить хорошее образование можно здесь, поэтому и ехали на Алтай, в Москву, Ульяновск и другие города. Там, где большая часть населения русскоязычное, образование казалось престижным. Но просто так было не уехать, выдавали направления от совхозов и колхозов, так Иса Мусадиевич и оказался далеко от родного дома.
- Самый сложный период пришелся на девяностые годы: увеличился поток коренных чеченцев из Казахстана, беженцев из Чечни. Надо сказать, в первые годы наплыва беженцев сюда, мы чувствовали некий дискомфорт. Чувствовали, потому что наши люди не знали обычаев и традиций тех людей, которые выросли в 85-95 годы в Чечне. В то время образование там было замедлено, а с ослаблением образования, ослабли и традиции, поэтому нам приходилось устраивать культурные мероприятия, заниматься с людьми, объясняли им почему и зачем они здесь, говорили о цели. Без нее человек не может.
В истории чеченского народа было две войны. Они оказали огромное воздействие на дальнейшую судьбу страны. До тридцатых годов письменность была арабской и только с пришествием революции она поменялась. Надо сказать, что чеченский народ принял революцию. После тридцатых годов ввели русский язык, национальный язык и литературный. Каждый чеченец знает литературный язык и порой он сильно отличается от народного, словно «небо и земля». Потом начали поднимать грамотность населения, учителя были в основном русскими, приезжали молодые специалисты, только закончившие ВУЗы. Но грянула война и многие ушли на фронт. Начался голод, репрессии. Люди заново учились жить вдали от дома, мирно соседствовать с другими народами. Конечно, поначалу были притирки и склоки, но «со временем все устаканилось».
В заключение Иса Мусадиевич Хасаев рассказал студентам, каким правилам подчиняется мусульманин, что он уважает и во что верит. И не важно даже православный ты, католик или мусульманин, главное, ты должен быть человеком, жить как человек и всегда относиться к окружающим и к миру с пониманием и добротой.
Дарья Зыкова
Школа межнациональной журналистики в барнауле