Живёт игрушка – романушка

Живёт игрушка – романушка

Слушатели школы межэтнической журналистики побывали в этноэкспедиции в селе Троицкое, бывшем городе Романово, где была придумана русская игрушка-романушка.

 В начале октября на базе газеты «Первый номер» открылась Школа межэтнической журналистики (ШМЖ). Здесь студенты изучают этнокультурное многообразие Липецкой области и России, современную журналистику и её язык. Слушателями липецкой ШМЖ стали 11 студентов из различных вузов: педагогического, технического, академии народного хозяйства. Не все они станут журналистами. Но считают, занятия помогут им в будущей работе.

 Занятия проходят не только в виде лекций куратора курса, главного редактора газеты Натальи Горяйновой, и приглашённых специалистов, но и в форме выездных занятий. Так, например, одно из них состоялось на базе Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Другое в Центре романовской игрушки в селе Троицкое, первом и единственном в Липецкой области учреждении, специализирующемся на сохранении народного романовского промысла.

Экскурс в историю романовской игрушки и мастер-класс провели специально для студентов ШМЖ. Романушка родилась в XVII веке. В то время на месте современного села Троицкое был город-крепость Романов, основанный дядей первого царя из рода Романовых боярином Иваном Никитичем. Земли города были богаты глиной разных сортов — белой, жёлтой, чёрной и красной. Поэтому в Романове развились гончарное искусство и игрушечный промысел. Всего игрушка насчитывает около 60 сюжетов. Если в XVIII веке основной темой были разные животные, крестьянский быт и сами романовцы, то в XIX — барыни, выезд и генералы, герои Отечественной войны 1812 года. На сегодняшний день количество сюжетов продолжает увеличиваться, а значит, игрушка живёт.

Самым популярным является образ жаворонка — птицы доброго предзнаменования, его и пробовали слепить студенты ШМЖ на мастер-классе. Глина для игрушки требует тщательной подготовки. Добывают её в наших краях, перерабатывают для занятий заранее: вытаскивают оттуда мусор и камни. При обжиге в печи лишние материалы могут испортить изделие. Лепят игрушку способом «для голодных». «Разминаем глиняный шар в лепёшку, потом лепим большой «пельмень», — сообщил наставник. Под его руководством вытянули птице голову и хвостик, на голове — клюв и хохолок. Стекой нарисовали узор колоса, символ плодородия.

— Переходим к лепке ног. Давайте поставим ваши игрушки. Ой, моя упала. Посмотрим, что у вас? Ваши стоят. Так не должно быть, жаворонок без ног должен заваливаться набок, — посмеялся над студентами мастер.

Проверку на качество ребята не прошли, но все игрушки удались.

— Мне так понравилось! — эмоционирует Настя. — Я впервые работаю с глиной, и это так интересно. Ещё оленя попробовала бы слепить.

— Я не понимаю, почему у вас у всех глина не сыплется во время работы, а с моих рук камнями отваливается, — негодует Дарья.

— Это зависит от типа кожи, — говорит мастер. — Но ещё по работе с глиной можно определить возраст человека. Чем старше человек, тем меньше у него влаги в руках, тем больше камушков образуется.

Негодование Дарьи сменилось смехом, ведь ей всего 26, а влаги в руках уже нет. Жаворонков студенты забрали с собой, даже без специальной обработки в печи игрушка высыхает и не теряет формы.


Дарья Шишук

Фото автора

3/11/2020

Материал опубликован в газете "Первый номер".