Мы никогда не ходили в сарафанах, или Что о липчанах расскажут в музее

Мы никогда не ходили в сарафанах, или Что о липчанах расскажут в музее

Люди всегда интересовались своим прошлым, однако не всегда выходило получать достоверную информацию. Но как избежать такой проблемы? Как жителям Липецка ответить на вопрос: кто мы — липчане?

 В этом поможет Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, открывший двери для посетителей в 2006 году. Здесь можно научиться пользоваться ткацким XIX века, посмотреть на работу гончара, узнать особенности местного национального костюма.

 Одним из примечательных экспонатов музея является ткацкий станок, привезённый из села Спешнево-Ивановское. С помощью него лён и конопля превращались в предметы одежды. Сейчас же в музее любой посетитель может попробовать изготовить пёстрый коврик, такой же, какой был 200 лет назад.

 

Подробный рассказ можно услышать и о гончаром ремесле. Покажут не только готовую керамику, но и процесс лепки посуды.

 - Работа рук не поменялась никак, а ещё, самое главное, формы также не изменились. Необходимые формы с древности были созданы и после повторялись, — рассказывает об истории ремесла мастер Леонид Данилов.

Полностью погрузиться в проблему происхождения и особенностей жизни и быта предков жителей Липецкой области можно, услышав о местном народном костюме. Он совмещает в себе элементы культур Рязанской, Орловской, Курской и Воронежской области. По праздничным нарядам можно судить о характере, деятельности людей того времени.

 Примером является костюм жены однодворца, выделяющийся среди других экспонатов. В нём высокий воротник рубахи — свидетельство отсутствия ручного труда; кокошник, юбка — принадлежность к сословию, что было необходимо для того, чтобы выделиться из крестьянского общества.

 Однако женские крестьянские наряды тоже имели отличительные черты по сравнению с другими регионами. В них присутствовала юбка и панева, в то время как для костюма севера Руси характерен сарафан. Наши же бабушки в сарафанах никогда не ходили.

 Завотделом музея Елена Дмитриенко рассказывает, что территорию нынешней Липецкой области заселяли татары и мордва, поэтому детали их одежды перенимали местные русские крестьянки. Порой невозможно отличить их выходные наряды от традиционно татарских или мордовских.

 

- Посмотрите на этот костюм деревенской модницы позапрошлого века, - рассказывает Елена Дмитриенко. - Это и не русские рубаха с паневой, и не татарское платье. Так одевались девушки некоторых липецких сел. Девушкам хотелось как-то выделяться. Посматривали на соседок, что-то меняли в своих нарядах – так и получился необычный наряд.

 Под другим углом на проблему происхождения липчан удастся взглянуть, приехав в Центр «Романовская игрушка», село Троицкое. В нём посетителям расскажут об истории города-крепости Романов-в-Степи, о романовской игрушке, помогут сделать её самостоятельно.

 Как можно узнать в Центре, романушка, а именно так называют мастера свои изделия, содержит в себе особое сочетание цветов, которое можно наблюдать только в данной местности. Традиционная палитра глиняных изделий: красный, белый, черный. На территории Романова-в-Степи использовали и голубой. Им разукрашивали обыкновенно, журавлей, которые являются символом благополучия.

 Опыт и знания, полученные при посещении музеев, позволят стать частью культурного пласта Центрального Черноземья с его качеством изготовления игрушек и костюмов. В ходе экскурсии выяснится происхождение нынешних жителей области, окажется, что совокупность проживавших народов отличается многообразием, а также только им присущим чертам культуры. Такие особенности позволят понять, что представляет из себя липецкий человек.

 

Эвелина Минина

Фото и видео автора

13/11/2020