"В России нужно к кому угодно относиться как к такому же гражданину этой страны"
Микаель Топузян -- московский старшеклассник и этнический армянин. Учась на физико-математическом направлении, в школьной среде он известен не только блестящими знаниями в технических областях, но и твердой, принципиальной позицией в самых разных вопросах, о которых он не только не боится, но и считает нужным говорить. Побеседовали о жизни в Москве, журналистике и армяно-азербайджанском конфликте.
-- Как давно ты живешь в Москве?
-- Моя семья переехала в Россию в начале нулевых. Хотя у меня и за границей много родственников -- в Америке, в Европе. Многие в начале прошлого века бежали из Армении из-за геноцида. Моя семья в Грузии жила. Потом они в какой-то момент вернулись обратно в Армению, а потом уже переехали в Россию. Ну а я уже в Москве родился.
-- Нулевые были не самым простым временем.
-- В целом, да. Просто не было никому. У нас в семье не много говорят об этом, но я точно знаю, что из ряда вон выходящих историй с нами не случалось. Конечно, нулевые, Бутово -- звучит довольно опасно… Но ничего такого я сейчас вспомнить не могу. Да и не выдумали же ксенофобию в нулевых -- она всегда была и остается, в том или ином виде.
-- Ты часто сталкиваешься с ксенофобией на национальной почве?
-- На самом деле, не очень. Куда хуже, как мне кажется, дела обстоят у узбеков и таджиков, скажем… И вообще, в Москве ко всем по-разному относятся -- к узбекам, чеченцам, англичанам… Даже русские к русским, я бы сказал, относятся не очень -- баллов на семь из десяти. А к другим национальностям еще хуже. К армянам, наверное, где-то баллов на шесть из десяти, если в целом. С чем лично я сталкивался… Несколько раз в школе учителя указывали на мою национальность -- дескать вот я армянин, а поэтому должен быть мудрым и уважать старших. Возможно, они пытались иронизировать, хотя смешно это не было, а звучало нелепо. Ну вот это как сказать: “Ну вот ты женщина, а значит должна быть кроткой и не шибко умной!”
Микаель в составе школьной сборной по футболу (четвертый справа)
-- А как лично ты к этому относишься?
-- К подобным словам? Ну, мне как-то без разницы. Будь это смешно, я бы посмеялся. Но смешно не было. Даже нелепо. И ведь не то чтобы они использовали стереотипы. Такое мнение у них сформировалось о народе -- что все армяне мудрые, старших уважают, хитрые или что там еще… А, еще как-то другой преподаватель в шутку спрашивал, когда меня депортируют. Тогда даже обидно немного было. Но я понимаю, что это просто неудачная шутка, и человек едва ли хотел меня оскорбить. Так что какой тут смысл оскорбляться?
-- А ситуация, в целом, меняется?
-- Ситуация не может не меняться. Общество просто не может не меняться: иначе оно умирает. Другой вопрос, что меняется медленно. Но это и понятно -- слишком сильно все скакнуло после распада Советского Союза. Тогда все стали куда более правыми. Потом все как-то устаканилось, наверное. А сейчас все очень медленно меняется, как по мне. Даже и не сказать в какую сторону. А это опасно. Так потихоньку можно до чего-нибудь очень серьезного докатиться. Тут важно ничего не упускать.
-- А что, по-твоему, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
-- Да много всего. Но этим все должны заниматься, не только власти. На властях лежит своя задача -- уравнять всех по национальному признаку как минимум на бумаге. Вот в школе, например, в тех же учебниках истории пишут об одних народах сильно больше, чем о других, уделяют куда больше внимания и вообще отдают какую-то личную оценку. Это неправильно. История и без того очень относительная наука. Куда полезнее было бы рассказывать о народах России отдельно, может быть даже в школах. Это ведь как с кино -- чем чаще разных людей ты видишь на экране, тем легче и быстрее ты понимаешь, что их непохожесть на тебя нормальна и что вообще все мы мало чем непохожи.
Разумеется, общины и диаспоры должны что-то делать. Вот летом, когда обострение конфликта с азербайджанцами было -- понятно, люди смотрят: “ Вот зачем вы в нашей-то стране это совершаете? Зачем вы ночью собираетесь и катаетесь тут на машинах, бибикаете! Это и наш город! Дайте нам поспать!” Такое допускать нельзя никому. Главное, это никакого смысла, в реальности, не имеет.
-- Ты так считаешь?
-- Ну разумеется, из-за стычек в Москве конфликт в Карабахе не разрешится. Какой смысл тут воевать, да еще и мериться чем-то: гуманитарной помощью или количеством добровольцев, например. Таким вообще мериться гнусно. За Карабах и так достаточно было крови пролито, причем с обеих сторон. Нечего все это еще и сюда, на территорию совершенно другой страны, переносить.
В России нужно к кому угодно относиться как к такому же гражданину этой страны, с такими же как и у тебя правами; а какой этот человек национальности, это уже вторично должно быть. Ты можешь что угодно думать о человеке, но обязан уважать как гражданина и вообще как человека, считаться с его правами и свободами; А он -- с твоими. Иначе зачем нам вообще права и свободы нужны, если мы с ними не считаемся?
А этими выходками -- ну вроде того, что было летом, я имею в виду -- мы только даем людям повод нас ненавидеть. И вообще, если ты живешь в России, крайне многонациональной стране, ты не должен никому тут навязывать свои взгляды и культуру. Иначе люди подумают: “ Вот что ты себя выпячиваешь? Чем ты от нас отличаешься?” Тогда и вспоминают про национальность. Бороться за права и свободы, отстаивать свои интересы как сообщества и просто рассказывать другим о своем народе, его традициях и обычаях -- хорошо и необходимо! Но выходить и орать о том, что вообще никак не касается России -- ну это глупо.
-- Как, на твой взгляд, на всю эту ситуацию влияют СМИ?
-- СМИ имеют огромное влияние -- а как иначе? По сути, именно они решают, как и что будут люди думать. Мы же сейчас куда меньше всего узнаем на собственном опыте -- почти обо всем мы что-то где-то прочитали. Так что на СМИ очень многое возложено сейчас. Но мало кто действительно стремится показать правду -- всем нужны просмотры. Так что важно, чтобы в СМИ были задействованы правильные люди, которые будут не свои какие-то интересы проталкивать, а действительно топить за правду и стремиться к объективности. Тут главная задача ведь не в том, чтобы высказать свое мнение, а дать другим людям сформировать свое.
13 ноября 2020
Софья Кузнецова