Бедная "Айка"

Бедная "Айка"

Особенность этого фильма в том, что он выглядит документальным, а не художественным. Такое ощущение возникает при просмотре, словно оператор на самом деле ходит пять дней за главной героиней и снимает всё происходящее с ней на камеру.

Это заслуга режиссера, который тщательно подошёл к изучению этой деликатной и важной проблемы. Дворцевой серьёзно исследовал жизни московских мигрантов, посещал места их работы, как и чем они живут, тесно общался со многими из них при создании кино. И удивительный факт, что только шесть профессиональных актеров участвуют в фильме, все остальные — реальные люди из среды.

А теперь перейдём к сюжету. Айка — двадцатипятилетняя девушка, приехавшая в Москву из Кыргызстана в поисках заработка и лучшей жизни. Ещё в начале фильма мы замечаем на подоконнике книгу о том, как построить швейный бизнес. Это главная мечта героини, к которой она упорно стремится. Однако множество преград встречает на своём пути Айка. Действие картины начинается с побега девушки из роддома через старое окно в туалете. Выбравшись оттуда, она бежит по заснеженной столице на работу, параллельно отвечая кому-то по телефону, обещая, что в ближайшее время вышлет денег. Но денег нет. Поэтому Айка, превозмогая жгучую боль после недавних родов, торопится, по дороге принимая таблетки и запивая их снегом, в подпольный цех, где ещё десятки таких же женщин, как она, ощипывают кур. Героиня надеется получить оплату, так как срочно нуждается в средствах. Но хозяин их обманывает, не заплатив ничего и уехав, оставив им по одной птице каждой в качестве компенсации. Эту добычу она устало забирает себе в хостел, где проживает вместе с другими мигрантами, с ироничным названием «Солнечный».

Там Айка кладёт курочку в общий холодильник, ложится на матрас, закрывается шторкой, которая разделяет её маленькое лежбище от общего пространства, пьёт обезболивающее и пытается уснуть. Оказывается, всё это время терпела сильное кровотечение, ей даже нечем заменить грязную одежду.

Вот этот момент, где она лежит в темноте, когда за тоненькой тканью нарочито громко разговаривают на родном языке её соотечественницы и совсем не замечают бедную соседку, один из самых сильных. Я физически ощутила боль и безысходность Айки, которая в чужой стране одна, без родных, без работы, без денег, без поддержки, без каких-либо перспектив. Да ещё и пережив беременность и роды. Ей некому помочь, некому подбодрить. Таких мигранток, как Айка, бесчисленное множество, судьба их мало кого волнует. Они, к сожалению, не вызывают сочувствия у окружающих. Не одна, так другая, да вообще, «Понаехали!» , как любят выражаться некоторые жители России.

Дальше героиня сталкивается и с другими проблемами. Пока Айка была в роддоме, ее лишают работы. Девушка безуспешно ищет хоть какой-нибудь заработок. В её непростом положении это совсем непросто. Кафе, съемочная площадка, заправка — везде ей отказывают. Единственный человек, кто смог ей помочь и проявил сочувствие, это землячка, работающая уборщицей в ветеринарной клинике. Она и дала ей телефон подпольного доктора, которая поставила ей капельницу в долг в каком-то сыром и затхлом помещении. Всё это время Айка была буквально на грани жизни и смерти.

В конце картины мы узнаём, что героиню изнасиловали, вследствие чего она забеременела и родила. В полицию Айка наотрез отказывается обращаться, так как прекрасно знает, что ей там ничем не помогут. У неё год просрочки документов, девушку бы просто депортировали. Да и вряд ли бы она доверяла органам, которые берут взятки от мигрантов, например, у того же хозяина хостела. Оставить сына опеке видится для неё лучшим решением. Айка должна серьёзным людям крупную сумму денег, которую одолжила для организации своего швейного бизнеса, но что-то не получилось, и ей приходилось прятаться от них. Однако преступники всё равно её нашли. Ей угрожали, и героиня решилась на отчаянный шаг — продать младенца. В роддоме медсестра и бросает ей ту самую фразу, что, мол, зачем понаехали, рожали бы у себя на родине. И та даже не представляет, через что проходит Айка и тысячи других женщин каждый день.

Об этой проблеме в одном из интервью рассуждает сам режиссер, он был удивлён, сколько мигранток оставляют своих детей в столичных роддомах, для него это было диссонансом, потому что в восточной культуре, в которой он вырос, семья для женщины — святое.

В фильме Сергей Дворцевой также раскрывает и другие проблемы: нелегальный статус мигрантов, их унизительное положение как финансовое, так и общественное, тяжёлая работа, ксенофобское отношение, закрытость сообществ, недоступность официальных цифр о количестве приезжих в стране, отсутствие программ помощи и фондов, которые на регулярной основе помогали бы таким людям, как Айка. Об нужно и важно говорить.

Это честная, шокирующая драма, показывающая без прикрас жизнь девушки, ищущей для себя лучшей жизни и справедливости. Достойное кино, достойное всех полученных фестивальных наград.

Алина КУРБАЕВА

12.11.2020