"Да, азиаты мы…"

"Да, азиаты мы…"

Почти три тысячи лет назад на территории Алтая жили скифы — степные кочевые племена. Художник из Новосибирска Николай Марци начал создавать их образы, ставшие визуальной самоидентификацией для сибиряков.

 Вдохновила Принцесса

На его картинах  -  прекрасные женщины и мужественные герои, сильные кони и фантастические образы. И хотя жизнь у скифов наверняка была  более суровой и будничной, и бывало всякое, нам всегда хочется верить, что наши предки создали и передали нам красивую и вдохновляющую сказку.

В своих картинах, близких к стилю фентези, Марци  возрождает образы алтайский скифов и старается передать не только их красоту, но и образы из их мировоззрения.

Николай считает, что важно не только показать внешние формы, узоры и образы наших предков, но и показать их жизнелюбие, силу и гармоничность.

 

«Я с 16 лет занимаюсь живописью. В 1996 году окончил Новосибирский государственный педагогический университет как преподаватель рисования, черчения и дизайна, - рассказывает Николай Марци. - Но, занимаясь дизайном, увлечения не оставил. А четыре  года назад свои работы  стал посвящать скифам. Меня к этому подтолкнул случай, когда я ходил по плато Укок с друзьями, наткнулся на табличку в степи, что здесь в таком-то году новосибирские учёные открыли захоронение скифской Пазырыкской культуры - «Алтайскую принцессу». С этого момента и начался в моем творчестве «скифский период».

 

" Образы для картин беру из архивных изображений скифов, артефактов тех мест, где они путешествовали, например, Уймонская долина, Чуйская степь".

Николай  считает  Сибирь   богатым  в культурном и историческом отношение регионом:  в ней  сохранился дух прошлых цивилизаций, настолько древних, что нашим современникам очень трудно его понять.

«Понимаю, что это мечта или сверхзадача, но она благородная. Когда человек в Сибири будет ощущать свою связь с этой землёй и её природой, как когда-то ощущали скифы, он будет лучше её понимать, больше любить и беречь, начиная с самых простых вещей — меньше мусорить, не писать на скалах свои имена», – рассказывает Николай.

 Под впечатлением

Работ у художника много, точное количество не сосчитать, но на персональную выставку наберется. Для создания картин нужен холст и масляные краски.  Работа занимает от  недели до трех. Но под сильным впечатлением  Николай может написать ее и  за один вечер:

 «Быстрота работы зависит от настроения. Важно погрузиться в процесс. Но с людьми рисовать труднее, дольше.  Лучше это делать в комфортных условиях.  Бывает, что  рисую картину с какого-то наброска или беру сюжет из головы. Иногда улучшаю уже сделанные работы. Это попытка добиться совершенства...»

А вдохновение художник  берет  из ощущений, когда оказывается  в тех местах, где жили скифы.  Особенно силы и вдохновение ему  дает Алтай. Николай  много по нему путешествует. Присматривается  к новым местам, ищет  новые образы. А впервые  побывал здесь ещё старшеклассником, когда отправился  со студентами НГУ в археологические экспедиции. Там получил свою порцию археологической романтики.

 Эти первые юношеские впечатления от соприкосновения с историей, когда ты видишь и чувствуешь её буквально на своих руках, отложились в памяти.

По местам раскопок  давно уже не ездит. Но общается с археологами.

Что касается  работ, то он  не всегда ориентируюсь на  мнения ученых, историков. «Где-то смотрю на описание  одежды и облика  скифов и точно его повторяю, а где-то фантазирую», - делится Николай.

 Запах времени

Николай считает, что словами воспроизвести то, что художник заложил в  картину,  невозможно:

«Когда художник смотрит на работу своего коллеги,  он видит чуть больше. Он понимает насколько неподатлив порой бывает материал, как трудно придумать сюжет и красиво провести линию. Поэтому разглядывая татуировки скифов, я ловил себя на мысли, что заглядываю в мир художника-татуировщика, жившего тысячелетия назад. Он, как и я видел те же причудливые горы и тех же козерогов, но нарисовал их по-своему, вложив свою мысль и ощущения. Это как чувствовать запах сквозь время. Ты сам начинаешь рисовать свои картины, пытаясь воссоздать этот запах», - считает Николай.

А еще он считает, что самое главное -  чтобы у человека было внутреннее стремление чему-то научиться. И  возраст этому не помеха.

 

Наталья Андронова

11/11/2020