Зирехгераны- поклонники огня и света

Зирехгераны- поклонники огня и света

Аль-Масуди : «Страна их недоступна»

Главный аул кольчужных мастеров расположен на недоступной скале и его окружает каменная стена необыкновенной высоты и толщины. Над стеной и над окрестными скалами стоят боевые и сторожевые башни. В каждой башне живет по 40 богатырей- батирте, которые охраняют покой аула и выходят из башен только ночью, потому что никто из жителей не должен их видеть. Путешественникам рассказывалось, будто один из батирте неосторожно показался людям на глаза. Мать узнала его по родинке на руке и окликнула по имени. Через некоторое время матери была прислана отрубленная рука сына. Так и мать, и сын были наказаны за разглашение тайны обитателей башни.

Зирехгераны- или кубачинцы -кольчужные мастера, чьи изделия были хорошо известны далеко за пределами Дагестана

Самые храбрые воины считали за честь владеть оружием, привезенным из «страны Зирехгеран».

Много слухов и преданий ходит про селение Кубачи, находящееся в высокогорной части Дагестана, отделенной скалами и лесами. Много интересных фактов, связанных с этой кузницей мастеров, чьи изящные и тонкие работы получают высокие оценки на выставках по сей день.

Достоверно не известно, кем же были первые «зирехгераны», первые кольчужники, давшие жизнь нынешнему Кубачи. Существует лишь несколько версий, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

«Народ одного аула»

По версии самих жителей этого села, кубачинцы- искусные мастера кольчужного дела, привезенные на территорию современного Дагестана самим Александром Македонским (Зулькарнайном) во время одного из своих походов на Восток. Изначально они поселились на землях близь крепости Нарын-кала, но позже, вытесненные неблагоприятными погодными условиями, были вынуждены искать новое прибежище. Так, в поисках, они набрели на долину, окруженную горами. Там они и устроили свое поселение.

По версии подполковника фон Лукея, нынешние кубачинцы могут брать свое происхождение от древних немцев, по непонятным причинам покинувших свои края.

По версии же академика Г.Ф. Миллера и выдающегося историка Н.М. Карамзина, основанной на исключительности языка, на котором говорит этот народ, кубачинцы являются потомками древних алан, проживавших на территории нынешнего Дагестана.

Итак, мнений и версий о происхождении этого «племени» много. Однако, как бы то ни было, Кубачи есть. И образовалось это поселение весьма интересным образом.

Изначально, Зирехгераны (кольжучники в переводе с персидского) образовали свою «страну»: несколько небольших поселений, в центре которых находился главный аул. Эти поселение действительно могли называться страной, ведь по тем меркам, они имели внушительное население, свой язык, традиции, обычаи, религию, судебную систему.

В главном ауле проходили все управленческие сборы, такие как собрания джаммаата. Управляли «Страной Зирехгеран» чине- семь самых почетных старшин, избираемых народом и жившие в чинальском дворце. Здесь же и собирался джаммаат, во главе которого был старший чине. Он имел особый знак- ожерелье из бараньих позвонков.

Кроме того, в главном ауле были башни «союза неженатых», в которых на все лето селили всех неженатых юношей. Там они занимались общественными работами, обучением, занятиями для укрепления тела, а также проводили разные игрища.

Судебная система «Страны Зирехгеран» основывалась на тайном судилище. Проходили «судебные заседания» в темной пещере, где судьи оставались невидимы, а подсудимый сидел на камне, освещенным солнечным светом через небольшую дыру в пещере.

Как и во многих других горных аулах Дагестана, в «Стране Зирехгерана» существовали строгие обычаи, выполняемые беспрекословно. Одним из таких обычаев- свадебный обычай. Согласно ему, юноши и девушки Зирехгерана могли заключать брак только лишь с представителями своего аула. Межаульные браки были запрещены строго-настрого.

«Учение Заратуштры, или как развивался зороастризм на Кавказе»

Зороастризм - религия огня и света, восхваляющая верховного бога Ахура-Мазду, вечно борющегося с богом-отождествлением зла Ангро-Майнью. От имени верховного бога происходит и другое название зороастризма- маздеизм. Распространена эта религия была на территории Средней Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана и других стран Ближнего Востока. На территорию Дагестана зороастризм пришел от сасанидов (ныне иранцев).

По сей день существуют памятники, доказывающие развитие зороастризма в Дагестане. Так, например, похоронный обычай в «Стране Зирехгеран». Абу Хамид Андалуси ал-Гарнати пишет: «А когда умирает у них кто-нибудь, то если это был мужчина, то отдают его мужчинам, которые в подземных домах; они отсекают члены мертвого, и освобождают кости от мяса и мозга, и собирают его мясо, и кормят им черных воронов, стоя с луками и не давая другим птицам съесть хоть что-то из его мяса. А если эта была женщина, то отдают ее мужчинам, которые под землей, они вынимают ее кости и кормят ее мясом коршунов, стоя со стрелами и не давая другим [птицам] приблизиться к ее мясу… кости мертвецов кладут в мешки, - богатых и знатных - в мешки из золотой румийской парчи, а рабов и невольниц - в [мешки] из коленкора и тому подобной ткани. И подвешивают их в доме и пишут на каждом мешке имя того, кто в нем. И это очень удивительно".

Более подробно о погребальном обряде Зирехгеранов пишет выдающийся арабский географ и космограф Закарийа ибн Мухаммад ал-Казвини: "Зирихгеран. Значение его - "изготовители броней". [Это] два селения выше Баб ал-абваба, на высокой горе. Вокруг них расположены селения, обрабатываемые поля, рустаки, горы. Жители их - с высокими талиями, белокурые, с острыми глазами. У них нет иного ремесла, кроме изготовления кольчуг и панцирей. Они богаты, щедры, они любят чужеземцев, особенно тех, кто разбирается в науке или каллиграфии, и тех, кто знает какое-нибудь ремесло. Они не платят хараджа никому из-за укрепленности их места. Нет у них ни религии, ни религиозного толка.

В каждом из тех селений под землей [имеются] два больших помещения, наподобие погребов, одно из них для мужчин, другое - для женщин. В каждом помещении находится несколько мужчин с ножами. И когда из жителей этих селений кто-нибудь умрет, и если это мужчина, то [тело его] доставляют в помещение для мужчин, а если это женщина - то в помещение для женщин. Тогда они отрезают его члены, очищают их от мяса, извлекают [из костей] мозг. Затем они собирают эти кости, [причем] нет там сырости, а в мешке нет грязи. Кости клались в мешок. Если [умерший] был из богатых, то в мешок из парчи, а если из бедных - в мешок из небеленой ткани. Затем на этом мешке писали имя покойного, и имя его отца, дату рождения и время его смерти. Мешок вешали в тех помещениях. Мясо мужчин относилось на холм за селением, где отдавали его в корм черным воронам и не разрешали есть это мясо другим птицам. Если прилетала [сюда] другая птица, чтобы кушать это мясо, то ее отгоняли стрелами. Мясо женщин относили на другое место и кормили ими коршунов, не допуская других птиц.

Абу Хамид ал-Андалуси рассказывает, что он слышал, как однажды жители Дербенда снарядили войска на Зирихгеран и шли до тех пор, пока не вошли в селение. Тогда вышли из-под земли люди, вошли в это помещение и поднялся [в это время] сильный ветер, пошел большой снег, так что никто из этих войск не смог узнавать своего товарища. Они начали убивать друг друга, сбились с пути, и погибли из них много народу. И спаслись [только некоторые] после того, как воочию увидали смерть.

Рассказывают, что владелец Ширвана - а он был могущественным маликом, сильным и мощным - пошел однажды на них, сильно желая [подчинить] их, но его постигло то же, что и дербентцев. Вследствие этого правители (малики) воздерживались от походов на них (то есть зирихгеранов)"

Кроме того, кубачинский фольклор тоже отражает обряды маздеизма. Например, сказка «Овцы аула Шири»:

"В местности ЦIице сидело трое кубачинцев и жарили овечье мясо. Остановились двое ширинцев, которые возвращались в свой аул.

- Садитесь, кушайте сколько хотите мясо, только костей не выбрасывайте, кладите в эту шкуру, - сказали кубачинцы. Ширинцы хорошенько наелись мяса, один клал кости, как просили кубачинцы, в шкуру, а другой взял и выбросил далеко.

Когда уже все кончили кушать, встал кубачинец, взял шкуру, где были кости и начал болтать. Шкурка оживилась, превратилась в овцу и она, сильно прихрамывая на одну ногу, побежала в сторону аула Шири. Кубачинец обратился к тому ширинцу, что выбросил косточку:

- Ты нас не послушался и выбросил кости ноги, и овцу сделал хромой. Теперь у вас в ауле все овцы будут хромые. И на самом деле, говорят, с тех пор в ауле Шири все овцы на одну ногу хромают".

«Зирехгеран, ныне Кубачи»

Проходили годы, века. Страна Зирехгеран стойко проходила через нападения завоевателей, подлости предателей, погодные катаклизмы и дожила до наших дней в виде знаменитого аула златокузнецов - Кубачи.

С приходом советской власти Кубачи стал цениться как исторический памятник, как аул, сохранивший свой старинный облик и свое прекрасное ремесло. Очень ценились и ценятся по сей день изделия кубачинских мастеров, и если спросить про самые знаменитые из них, вам сразу же назовут двурогий шлем Александра Македонского.

Участие во Всесоюзных и международных выставках, завоевание призов и званий, прием туристов и журналистов. Кубачи имел славу на весь мир, как аул самых искусных мастеров.

Кубачинцы пронесли искусство своего ремесла до наших дней. Мастера хранят в тайне от посторонних глаз самые важные детали изготовления своих изделий, но с охотой делятся многим другим об этой кропотливой работе.

Невозможно остаться равнодушным и к гостеприимству кубачинцев. Стоит появиться на пороге любого дома, как хозяйка, аки пчелка, засуетится на кухне, накроет большой стол со всеми национальными блюдами. Вас накормят, напоят и, при необходимости, спать уложат.

И если вы решили путешествовать по Дагестану, вам непременно нужно посетить Кубачи- «страну с огромной историей, прекрасной культурой и людьми с большими сердцами».

Патимат Курбанова

11.11.2020