Старообрядцы – те же евреи. Ну, почти…

Старообрядцы – те же евреи. Ну, почти…

 

На днях сходила на интересную выставку  «Православное искусство земли Алтайской» в  Художественном музее. Она проходит по случаю   400-летия  одного из наиболее почитаемых старообрядческих священномучеников – протопопа Аввакума.

Все делает правильно

Мне  интересна  история  и культура  старообрядцев с момента  их появления на Алтае. Во многом потому, что их преследовали.  Как и евреев. Только евреев  прессовали  за национальность, а староверов  - за веру. 

Года два назад я была в предгорном Алтайском районе и посетила семейную сыроварню . Молодой мужчина с женой, трое детей. Они угощали нас вкусным сыром с травами и медом, а потом мы пили чай и ночевали в стогу сена, глядели на крупные звезды, которыми было усеяно августовское небо.

Семья была из староверов. Хозяин, Антон, показывал старые фотографии, летопись своей семьи и предметы быта.  Он копался в архивах и составил генеалогическое древо. Антон уверен, что все делает правильно и просто обязан жить по заветам и ценностям предков и учит этому же детей.

 Крепость духа и воли

Первые старообрядцы пришли сюда с ранее освоенных северных сибирских территорий. Одни  подпали  под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов. Другие были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях алтайских гор от власти и ее  повинностей, крепостной неволи, рекрутчины, а также религиозных гонений.

И они же были не монолитны. Была  среди них поповцы, были беспоповцы. Была секта  «дырников». Те вообще отрицали иконы, пробивали в них дырки и молились строго на восток.

Староверы  жили трудно, но показали крепость духа и воли, не опустили руки и не сломались перед обстоятельствами,  а наоборот, были оптимистами, чего многим из нас так  не хватает сегодня.

Три имени, три мастера

И оставили нам удивительное, уникальное наследие.  На выставке были прекрасные  иконы, предметы  культа, книги  и  одежда  старообрядцев. Мне  вообще нравится старая славянская азбука, где 47 букв и каждая бука это особое слово – Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть…

 Хочется сказать спасибо музейным работникам. Они  собирают, реставрируют  и хранят культурное наследие русских старожилов Алтая.  Прекрасны  православные «дораскольные» иконы из фонда музея.

 И хотя иконописные мастера прошлого считали большим грехом обозначать авторство на священных ликах, музейщикам удалось выяснить три имени алтайских иконописцев. Самый известный  мастер-старообрядец – Викула Балыкин. В музее есть прекрасная коллекция его работ. Иван Крестьянинов, Егор Марков…

Староверов не жаловал ни царь, ни советская власть.  Балыкин работал нелегально и был в 30-е  годы репрессирован.

Уцелела малая часть созданного, а многие было уничтожено, когда рушились храмы, в том числе старообрядческие. И тем ценнее экспонаты выставки.

За веру и себя

 Представьте себе  ту эпоху  и ее тяжелые условия.  17, 18 век. Люди бросают все и бегут в Сибирь. В тайгу. На Алтай, в предгорья. По болотам, через тучи комаров, голод и холод. Но выстояли, укоренились,  обустроились в  лесу и в катакомбах. Из их среды вышло много успешных, талантливых, мастеровитых  купцов и промышленников .   Это же не скучные унылые  схимники,  а стойкие труженики, внесли огромный вклад в промышленность и сельское хозяйство Алтая, учат нас бережно относиться к культуре и семейным ценностям,  никогда ни при каких обстоятельствах  не изменять своим принципам и своей вере.

Не склоняться перед властью

Староверов преследовали, как и евреев. Только евреев гнобили за национальность, а староверов  - за веру. 

Думаю, что не только за веру и национальность гнобили тех и других, да много кого еще.

Их преследовали и преследуют за принципы, за стремление выразить свои взгляды, не скрывая. За талант и трудолюбие. За нежелание  продать свою сущность и склониться в раболепном поклоне перед властью. Любой властью, во все времена.

Яна Кац

11.11.2020