До седьмого колена
Что люди хотят видеть в собственном дворе? Эстеты – роскошные клумбы, люди практичные - огород со всевозможными полезностями, спортсмены – бассейн, мечтатели и дети – качели. А краевед Смагул Мунтаев решил, что это отличное место для музея и создал этнографический центр «Алтын-Нур».
«Алтын-Нур» - в переводе с казахского «Золотое озеро», и оно, это озеро, совсем рядом, называется Эльтон и находится на востоке Волгоградской области в Палласовском районе, недалеко от границы с Казахстаном.
Эльтоном называется и поселок, в котором вырос и живет Смагул. Здесь же он долгое время проработал школьным учителем, тогда же стал задумываться о том, как мало ребята-казахи знают о своих корнях. А ведь на самом деле помимо принадлежности к одному из 25 казахских родов – сам Смагул из рода Шекты – каждый казах должен знать имена своих предков до седьмого колена.
- Бала – сын – должен знать имя аке – отца, ата – деда, аргы ата – прадеда, баба – прапрадеда, туп ата и тек ата.
Сам он помнит имена своих предков в 11 поколениях.
Сначала Смагул просто собирал предметы традиционного казахского быта, углублялся в историю и делился открытиями с учениками, а потом решил, что наглядности не хватает. Вот тогда на его дворе раскинулись две восьмикрылые казахские юрты, самые настоящие!
Внутри одной из них точно напротив входа висит плеть. По правую руку от нее – женская половина, по левую – мужская. А еще здесь буйство красок: вдоль стены красуются традиционные казахские кафтаны – чапаны.
По цвету чапана можно определить примерный возраст его владельца: чем темнее цвет, тем старше хозяин. Висят они тоже в определенном порядке: нежные цвета ближе ко входу, там, где положено сидеть молодежи. Чтобы добраться до почетного места напротив входа, нужно прожить долгую честную жизнь и надеть черный чапан.
Внимание туристов привлекают и представленные в юрте музыкальные инструменты: домбры, смычковый кобыс, жетыген, туяк… О каждом Смагул может рассказать историю, некоторые даже изготавливал сам, делал струны из конского волоса.
Есть в юрте и причудливые сосуды для кобыльего молока: благодаря форме полностью выпить или просто вылить молоко из него невозможно. Так казахи получали закваску, и долгие переходы в степи им были не страшны.
Всех желающих Смагул с удовольствием учит играть в альчики. Предложенная игра очень напоминает современные настольные, те, в которых требуются фишки и удача. Вот только альчики не из пластика и картона, это – бараньи косточки.
Назвать «Алтын-Нур» музеем только казахской культуры никак нельзя, ведь, покинув гостеприимные юрты, можно сразу зайти в русскую избу. Такая задумка у Смагула была изначально:
- Я хочу дать понять, что между нашими народами никогда не было вражды. Я хочу, чтобы мы с вами жили в мире, в согласии, дружили и помогали друг другу.
Здесь русская печь, православные иконы в углу, длинные столы и лавки, лапти, глиняные горшки, самовар, баранки… Всё, чем так богаты иллюстрации к русским сказкам и музейные экспозиции. Эту неродную для себя культуру Смагул изучает с такой же страстью, как и казахскую, о многих предметах может рассказать куда больше жителя средней полосы нашей Родины.
Смагул Мунтаев верит, что любовь и бережное отношение к своей культуре в человеке должны сосуществовать с искренним уважением и вниманием к культуре чужой, соседней. И это вдохновляет каждого, кто приходит к нему в гости.
Полина Новикова
Фото из личного архива Смагула Мунтаева
10.11.2020