Внезапно: сето и осетины – народы-двойники?

Внезапно: сето и осетины – народы-двойники?

 «… У них есть языческий бог Пеко, а так вообще они православные», – это я делюсь в кругу друзей своими впечатлениями от поездки в Музей-усадьбу народа сето в деревне Сигово Печорского района Псковской области.

«Эти твои сето – прямо как осетины: те тоже православные, но у них есть свой особенный бог Уастырджи – то ли святой Георгий Победоносец, то ли языческий идол. Кстати, Иисус точно был осетином, так они говорят!», – откликнулся гость с Северного Кавказа.

«Нет, он был сето! – парирую я, – И на гуслях играл – на народном сетоском инструменте, а Богородица ходила в сетоском костюме! Икона даже есть такая!»

Вот так, сами того не ожидая, мы начали создавать сенсацию в духе РЕН ТВ.

А через несколько дней мне представилась ещё одна возможность сравнить сетоские легенды с осетинскими, когда псковская Школа межэтнической журналистики познакомилась в ZOOMе с такой же Школой из Владикавказа.

 

Я потом выспросила все подробности про осетин у куратора этой школы Залины Бедоевой и сравнила её рассказа с рассказом хранительницы Музея-усадьбы сето Малле Богачёвой.

Оказалось, что сето (финно-угорский малочисленный народ Псковской области) и осетины (ираноязычный народ, живущий на Кавказе) схожи не только своими названиями.

Не верите? Посудите сами.

Как мы уже выяснили с моим кавказским другом, сето и осетины – народы, исповедующие христианство, но при этом они очень гармонично сочетают православие со своими древними языческими обычаями.

Например, осетины на праздничный стол ставят три пирога, разрезая которые провозглашают тосты: первый – за «большого Бога», второй – за Уастырджи, третий – за праздник.

Уастырджи – герой-богатырь осетинского эпоса, которого после принятия православия осетины начали отождествлять со святым воином Георгием Победоносцем. В третье воскресенье ноября осетины празднуют в его честь праздник Джеоргуыба, который знаменует окончание сельскохозяйственных работ.

 

Пеко – могучий богатырь сето. Крестная мать Пеко – Богородица – подарила ему «силу медведя, стойкость оленя и ростом он с сосну». Пеко –  бог плодородия, поэтому в его честь по окончании осенних полевых работ сето устраивали праздник, который у них называется «кирмаш».

Национальное дерево сето – дуб, поэтому на могильных камнях они издревле высекали дубовый листочек, а также использовали этот мотив в национальной вышивке и носили серебряные ожерелья в виде дубовых листьев.

Сетоское предание гласит: умирая, Пеко воткнул свой посох в землю, и из него вырос дуб, который до сих пор так и растёт на Святой горке в Псково-Печерском монастыре. Пока этот дуб жив, народ сето благоденствует. «Этому дубу уже около 600 лет», – утверждает Малле Богачёва.

А в Северной Осетии есть дуб-великан, которому два с половиной века. Он был номинантом конкурса «Российское дерево года – 2019». Этот дуб сохранился потому, что осетины издревле почитают его как священное дерево. Осетины почитают и другие деревья, растущие в горах, но особенно дубы. У жителей Осетии принято привязывать к дубовым веткам ленты и загадывать желания.

 

Длинные рукава национального костюма женщин сето и осетинок также подозрительно похожи. Залина объясняет: в национальном костюме осетин длинные рукава оберегали женщину от нечаянных прикосновений и от посторонних глаз. Сето же верили, что длинные рукава защищают их хозяйку от злых духов.

Национальный инструмент сето – гусли. Как я уже говорила, сето верят, что на таких же играл Иисус Христос. У осетин тоже есть национальный щипковый инструмент – двенадцатиструнная арфа. Под звуки этих инструментов исполнялись нартские сказания у осетин и сетоский эпос «Пеко», благодаря чему предания их народов смогли дойти на нас.

 Своей письменности у обоих этих народов нет. Но если осетины в древности использовали для письма греческие буквы, а потом перешли на кириллицу, то сето до сих пор напрочь отказываются подчинять свой язык кириллической или латинской азбуке. Они считают, что ни латиницей, ни кириллицей не передать всех особенностей их уникального языка.

 Ну и апофеоз моего маленького расследования: знаменитый французский археолог и этнограф Дюбуа де Монпере, совершивший в 1831 – 1834 годах путешествие на Кавказ, в своём шеститомном труде, посвящённом этой поездке, позволил себе предположить, что осетины относятся к финно-угорским племенам…

К моему великому сожалению, эта гипотеза в научном мире так и не прижилась и впоследствии не подтвердилась.

Но подобная этнографическая фантастика, как видите, чрезвычайно вдохновляет. Ведь если копнуть, то оказывается, что все народы схожи между собой, что лишний раз подтверждает: все мы родом с одной планеты.    

Мария Королёва

 9.11.2020