30 вопросов – а в них вся Россия

30 вопросов – а в них вся Россия

Вот уже в пятый раз в России все желающие могут проверить свои знания по культуре и традициям народов, написав этнографический диктант. Если посмотреть статистику, то можно увидеть – интерес к нему с каждым годом растет, а это значит, что тема интересна и многие понимают: в нашей многонациональной стране этнокультурная грамотность необходима как воздух.

30 вопросов, 30 исторических сведений, 30 удивительных открытий. В этих вопросах – вся наша страна. Остаться в стороне и не попробовать свои силы я не смогла. Тем более что моя Волгоградская область, в которой проживает порядка 140 национальностей и этносов, считается одной из самых многонациональных в Южном федеральном округе.

Я решила попробовать ответить на все 30 вопросов диктанта. Скажу сразу, что на хороший результат не рассчитывала. Но, на самом деле, здесь нет победителей и проигравших, здесь есть те, кто знают и понимают страну, в которой живут, а она у нас большая, многоязычная, поликультурная и многоконфессиональная. Мне очень понравилось, что в диктанте были представлены вопросы, связанные с этнографией той области, в которой проживает человек, проходящий тест. Например, Волгоградская область имеет многовековую историю и разнообразные традиции, о которых не знать в наше время просто стыдно. Я горжусь, что на многие вопросы смогла ответить быстро и правильно. Однако были и очень специфические задания, как мне показалось, сугубо этнические. Например, вопрос о восьмиконечном символе-розетке, значение которого разнится у многих народов.

Это не первый мой опыт в написании подобного рода диктантов. Когда мне было всего 12 лет, мне представилась возможность написать детский этнографический диктант, который был разработан Волгоградским региональным отделением гильдии межэтнической журналистики для школьников. Это был эксперимент, так как у Всероссийского этнодиктанта есть возрастной ценз, и дети не могут участвовать в акции, а начинать межнациональный диалог необходимо с детства, когда закладываются основы взаимопонимания. Тест включал в себя десять вопросов о быте, культуре, кухне, костюмах разных народов России. Было очень интересно и необычно.

Уровень знаний в этнографии, как нашего региона, так и всей страны, у детей оказался разным. Не обошлось и без курьезных случаев. Одна девочка, например, старательно исправила букву «н» в слове «ненцы» на «неМцы». Кто-то путался, относя мечеть к буддистам, а чак-чак - к чувашам. Но, я думаю, что этот тест никого из класса не оставил равнодушным. Многие выказали желание лучше узнать культуру народов, проживающих в Волгограде.

Проходить или нет этнографический диктант – личное дело каждого из нас. Но, отвечая на его вопросы, мы получаем знания. А они являются основой для взаимного уважения и понимания между людьми разных национальностей.

Вера Юричева

5.11.2020