Музейный ковчег
Музейный ковчег
В Российском Этнографическом музее прошла выставка «С этим временем нам не расстаться…». Она посвящена подвигу сотрудников музея, которые сохраняли культурное наследие в годы Великой Отечественной войны.
Отзвуки прошлого в настоящем
Осколки снарядов. Пробитый пол. Треснувший потолок. Фотография зала, разрушенного во время войны – первое, что видит посетитель выставки. Выставочное пространство состоит из трёх секций: начало войны, эвакуация и блокада. Нас словно переносят в прошлое.
– В этом году мы делаем акцент на личностях сотрудников музея, опираясь на их дневники и воспоминания, – рассказывает куратор выставки и архивист музея Анна Копанева.
По крышам поездов
Сразу же под кадром разрушенного зала расположена реконструкция рабочего места сотрудника музея в довоенный период. Всё, что расположено на столе – подлинники, из копий только распечатки документов. Потёртые счёты, зелёная лампа и архивное дело 1940 года плавно переносят в подготовку к эвакуации. Рядом со столом стоят два массивных сундука, изготовленных специально для эвакуации, которые, по словам Анны, настолько удобны, что передвигать их могли и женщины. Один наполнен экспонатами: ковёр, деревянная посуда и другие предметы быта славянских народов. Другой стоит закрытый и пустой: «А за ним спряталась стремяночка, которой, как и сундуками, мы до сих пор пользуемся».
Анна вспоминает подвиг Андрея Николаевича Вихорева. Он был рабочим музея в годы войны. Пришло время первого этапа эвакуации. В Горький отправилась группа сотрудников. Большая часть из них сразу же вернулась в Ленинград – за следующей партией экспонатов. Но в сентябре 1941 года началась блокада и они не смогли выехать. Поэтому перевозить экспонаты музея дальше пришлось одному Вихореву. Во время движения музейного эшелона в Новосибирск один из вагонов загорелся. Андрей Николаевич залез на крышу поезда и, как настоящий герой, перебегал по вагонам до очага возгорания, чтобы его потушить. Он сопровождал экспонаты в Новосибирск и оставался там до 1942 года. В скором времени там открылся филиал музея.
Карандашные воспоминания
В центре зала стоят три колонны с полотнами. По бокам висят карандашные работы. На них можно увидеть весь страх и ужас: женщины с детьми, чёрно-белая графика, как символ смерти. «Если там мы отправились в эвакуацию, – отсылает Анна к первой секции, – здесь начинается блокадная история». В зале представлены работы творческого объединения «Г.А.В.Траугов».
Александр Георгиевич Траугот пережил блокаду маленьким мальчиком. Одни рисунки сделаны им по свежим воспоминаниями, другие – сквозь призму жизненного опыта.
На выставке впервые были показаны некоторые его произведения. Они были написаны в этом году. Художник вспоминал карандашом к 75-летию Победы.
Его отец – Георгий Николаевич – много сотрудничал с музеем. Он принимал участие в оформлении выставки «Евреи в Царской России и в СССР», открывшейся в предвоенные годы. Во время войны художественные панно были сильно повреждены. Они, к сожалению, не сохранились.
«Наш труженик»
Но не только о людях хотели напомнить на выставке. Одним из основных украшений Мраморного зала был хрустальный потолок. Во время вражеских бомбардировок в него попал снаряд. Он разбился, а в полу была огромная дыра. Одним из экспонатов стали осколки хрусталя. Рядом с ними лежит небольшой фрагмент снаряда: «Такие осколки находят на чердаке. Необязательно, что именно этим снарядом пробили потолок».
Рядом с этой инсталляцией из-за угла торчат серые ушки. Небольшой манекен ослика выделяется на фоне остальных экспонатов. Рядом с ним висит «трогательная фотография», где он будто выглядывает из дверного проёма: «Это манекен из папье-маше, который использовали для создания этнографических экспозиций. Часто на ослика было что-то навьючено. Ослик, кстати, до сих пор работает с нами. Он труженик! Труженик и молодец!».
Погибли, но сберегли
Рядом с осликом стоят две витрины: одна со старыми книгами, другая с писанками – расписанными яйцами и подлинными принадлежностями для письма военного времени.
– Вот здесь как раз представлены цитаты из писем Андрея Григорьевича Данилина. Он был штатным научным сотрудником. Копии писем нам предоставила его дочь. У Андрея Григорьевича была судьба очень интересная, но конец её был трагичен. Он умер от истощения в блокадную зиму, прямо в музее.
Во время блокады музей потерял много сотрудников. Кто-то умирал прямо здесь, как Данилин. Когда работников перевели на казарменное положение, они жили в подвалах музея. Там были безопасные бомбоубежища, как отмечал Андрей Григорьевич: «Во время воздушной тревоги всех вели к нам. Всю войну музей был закрыт. Но сотрудники продолжали работать». В то время продолжалось комплектование библиотеки книгами, которые представлены в витринах.
– Чтобы выжить, как многие жители блокадного Ленинграда, наши устраивали огороды, один из которых был сделан во дворе музея, – Анна показывает предметы, которые пережили блокаду, – Небольшая витрина рассказывает о рутинной работе, которая, учитывая время, когда она проводилась, удивляет нас даже сейчас. Тут коллекция писанок – пасхальных яиц, а здесь учётные документы и их описание…
«Дающая радость»
«...А здесь небольшой уголок, посвящённый жизни в Новосибирске». Первое, что бросается в глаза – огромная расшитая скатерть. Именно о ней вспоминает Евгения Николаевна Студенецкая, заведующая отделом этнографии народов Кавказа в музее. Коллекции были размещены в здании Театра оперы и балета. К тому моменту он был ещё не достроен. Но места было много: там хранились коллекции нескольких музеев: музея этнографии, Артиллерийского музея, Третьяковской галереи. «Театр превратился в своеобразный музейный ковчег, – говорит Анна. – Командированные сотрудники жили там же. Их работа, как хранителей, состояла в том, чтобы следить за сохранностью экспонатов. А для этого сундуки нужно было открыть. Так делали все музеи. Поэтому каждое открытие экспонатов превращалось в праздник. По воспоминаниям Евгении Николаевны было так: сегодня Третьяковка демонстрирует свои картины, приглашает сотрудников других музеев, в другой раз – наш музей. Особенно полюбилась коллегам эта скатерть, Евгения Николаевна назвала её “дающая радость”. Некоторые коллеги в Новосибирске просили, когда получали плохие письма, посмотреть на неё, чтобы им стало легче».
Дань памяти
На этой выставке возникает ощущение прошлой эпохи. Каждый предмет рассказывает историю своего владельца. Отдельного внимания заслуживает онлайн-проект #75ЛЕТПОБЕДЫ – дополненная реальность к выставке. В интернете каждый желающий может посмотреть несколько видеосюжетов, почитать интервью, разглядеть фотографии… Сайт создавался как хранилище воспоминаний о работниках и выставке. Ознакомиться с проектом можно на сайте.
Павел Коченевский
Фото автора и ethnomuseum.ru
5.11.2020