Свой среди чужих, чужой среди своих?

Свой среди чужих, чужой среди своих?

Пожалуй, именно так можно переименовать фильм «Побег из Москвабада» по сценарию Юсупа Разыкова. Эта киноработа поднимает пару животрепещущих проблем: проблему трудовых мигрантов в России и проблему отношения к приезжим из регионов нашей страны.

Как живется гастарбайтерам? Каково отношение русского населения к приезжим работникам? Отличается ли жизнь в столице провинциалов от иностранцев? – вот основные вопросы, на которые задает нам фильм. Впрочем, он и отвечает на них…

О чем фильм?

Фильм повествует нам о работе Федеральной Миграционной Службы и о проблеме трудовых мигрантов в Москве. Главная героиня – инспектор ФМС – Маша Ласточкина недавно пережила смерть своего возлюбленного от рук нелегалов при выполнении задания. Волею случая она вынуждена работать с гражданином Таджикистана Хасаном (или Санитаром), который сотрудничает с ФМС и помогает им находить неофициальные места жительства своих соотечественников.

Проблематика картины

Если рассматривать фильм с позиции межэтнической, то здесь четко вырисовываются две проблемы: первая, это конечно же, нелегальные мигранты в Москве. Им приходится жить без документов, ютится в грязных и неприспособленных к человеческому быту подвалах, работать «за гроши». Нужда и отчаяние толкают их на криминальный путь.

Однако гастарбайтер гастарбайтеру рознь, и наш главный герой Хасан – отличный тому пример. Хотя по сути он «стукач», который помогает ФМСникам ловить своих, мотивация для таких поступков у него более чем положительная:

«Я не могу смотреть, в кого превращаются мои земляки. Ложь и страх для них стали нормой, потому что только так у них получается выжить. Но возвращаясь на родину, они начинают и там вести себя также… Дом становится для них чужим, а Россия так никогда и не станет родной. Я боюсь, что однажды мы просто исчезнем как нация…»

А еще Хасан хочет спасти девочку из Таджикистана, которую хотят продать в проститутки. Именно это еще один якорь, который удерживает его в Москве.

Как видим, одна национальность, а насколько разные люди. Этот факт как еще одно напоминание о том, что не следует мыслить стереотипами: в каждой нации есть и плохие, и хорошие люди.

Казалось бы, проблема с мигрантами видна налицо. Но почему же ее никто не может решить? Ответ очень прост, и опять устами Хасана глаголет истина:

 

«Вы своих не трогаете. Поэтому вы будете терпеть нас всю жизнь!»

 

Эта фраза очень четко раскрывает проблематику фильма. Ведь действительно, проблему с мигрантами давно можно было бы решить, но этот вопрос до сих пор открыт. Почему? Кому-то это действительно выгодно – «крышевать» мигрантов, чтобы получать за это большие деньги? Зачем уничтожать то, что приносит тебе доход? Нам показали прогнившую и коррумпированную часть системы ФМС, которая заботится только о своей выгоде. 

Россиянин россиянину рознь?

Вопрос жизни мигрантов в это киноработе – только одна из проблем. Но есть и вторая! Не случайно наряду с судьбой Хасана нам показывают историю главной героини – инспектора ФМС Марии Ласточкиной. Их жизни идут как бы параллельно, но развиваются одинаково. Ведь кем по сути является Маша? «Приезженкой» из другого города, которая пытается обосноваться в Москве. Но для того, чтобы здесь прижиться, ей потребуется стать бездушным винтиком в насквозь коррумпированной системе. Готова ли она пойти на такой шаг ради своей цели? А если она этого не сделает, то ее положение ничем не отличается от положения Хасана – она также как и он – бесправная «приезженка», просто не из другой страны, а из другого региона России. То есть, их судьбы очень схожи – они оба бесправные люди в слишком жестоком городе. И это действительно страшно, осознать, что ты – чужой среди своих, что ты являешься никому не нужным, если отказываешься подчиняться системе.

Выбор, сделанный Машей в конце фильма, говорит о ее высоких моральных качествах. Она удочеряет таджикского ребенка, несмотря на все пересуды и обсуждения. Но такой выбор, к сожалению, делают очень и очень немногие. Зачастую так и остаются жить в этом порочном круге.

Какие выводы?

Возможно, кому-то фильм покажется слишком однобоким, а образ Хасана слишком идеализированным. Конечно, никто не отрицает криминальные случаи нападения на москвичей и ряд других инцидентов с участием мигрантов. Конечно, это все есть. Однако, каждый такой случай следует разбирать отдельно, а не сразу писать в СМИ, что «трое дагестанцев избили русского». Нужно помнить, что слово — инструмент, с которым нужно обращаться осторожно и грамотно.

«Побег из Москвабада» еще раз доказывает: все мы — люди, которые в первую очередь должны оставаться ЛЮДЬМИ, без разграничений на национальность и место рождения. Общечеловеческие ценности всегда были, есть и будут во главе нашего существования и сосуществования. Иначе быть не может.

Олеся КАРАМЫШЕВА

6.11.2020