Свиная голова и березовый веник

Свиная голова и березовый веник

Как мордва Сочельник и Рождество отмечала

Все праздники, которые отмечала Мордва были посвящены богам, и они сопровождались молянами или молениями. Каждый праздник был посвящен определённому богу. Но были у мордвы боги, которых в обязательном порядке упоминали во всех молениях. Это вечно-юная, сильная и прекрасная богиня Анге-Пятай, которая поддерживала жизнь всего вокруг, и её создатель – верховный бог Чам-Пасу, в руках которого был весь мир и боги.

Зимние праздники назывались кёляденяк или святки, которые праздновали в честь божества Кёляды-озаиса и непременно Анге-Патяй. Принимали участие в этом мероприятии замужние женщины, дети обоих полов. Особым почётом пользовались бабушки-повитухи. 

Кёляденяк происходит от слова кёляда, что в переводе означает берёзовый, от слова кёл или кёлу – берёза – любимое дерево богини. Мордва на любой свой праздник использовала берёзу. Накануне Рождества брали для обрядов не свежие, а распаренные в горячей воде с молоком, яйцами и просом, берёзовые веники. Полученную воду использовали для спрыскивания во время родов женщин, а также обмывали детские колыбели.

В сочельник женщины при приготовлении пищи соблюдали определённые обряды.

Перед печкой в доме зажигали штатол - культовую восковую свечу - и ставили берёзовый веник, приговаривая: «Чам-Пас, помилуй нас, Анге-Патяй-Пас, матушка Пресвятая Богородица, умоли за нас, Свет-Нишки-Пас, поднимай красно солнце, обогрей нас теплом, уроди нам много хлеба».

Распаренным берёзовым веником из всей печи и загнетки выметали все дочиста. Для растопки печи использовали берёзовые дрова, или хотя бы одно полено, в случае дефицита. Лучину берёзовой ветки зажигали от штатола. Ею поджигали берёзовую головешку с прошлого Рождества и растапливали дрова в печи. Помимо горящей головешки, в загнетку, клали сырое берёзовое полено, которое курилось там три дня. То, что осталось от полена, заливал самый младший ребёнок отваром, с приговором матери: «Нишки-Пас, свети на нас, шибче соли не греми, Пас-Пургини». Все это оставляли на хранение под печкой до следующего праздника зимы.

В этот день пекут пресные лепёшки на свином сале, красят яйца луковыми перьями, жарят свиные кишки, готовят пшенную кашу или кёлянгемен.

В день Рождества замужние женщины устилали пол чистой соломой, после чего в переднем углу комнаты ставили берёзовый веник, а перед веником незажжённый штатол. День сопровождался приготовлением свиной головы, а также лапши со свининой. Голову свиньи снизу украшали красными шерстяными нитками, а в рот клали крашенное яйцо и распаренную берёзовую ветку. 

студентка Школы межэтнической журналистики в Москве Ксения Ефремова