Родилась в России, но русская ли я?

Родилась в России, но русская ли я?

Летом я участвовала во всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов», где собираются самые активные ребята со всех уголков нашей страны. У меня была возможность познакомиться с людьми разной веры и внешности, обычаев и привычек.

В конце смены с мальчиком из республики Татарстан мы говорили то про учёбу, то про волонтёрскую деятельность, то про свои будущие профессии. А потом разговор зашёл о национальности. Он у меня спросил: «Ты русская?».

Вопрос меня немного удивил, ведь вроде я ему сказала, что учусь в САФУ им. М. В. Ломоносова, который находится в Архангельске. Потом задумалась, что, может, скорее всего, я не выгляжу как русская. У меня немного смуглая кожа, карие глаза, тёмные волосы. В общем, ответила своему собеседнику, что отношу себя к русским, но немного задумалась…

А ведь и правда: кто я? Что было хотя бы 200 лет тому назад с моими предками? На какой земле они жили, какую пищу ели, из какой реки или скважины пили воду, на каком языке общались...

Наверное, выяснить это сейчас невозможно, так как мои бабушки и дедушки ничего не знают о своих дальних предках. И даже если разговаривать о прабабушках и прадедушках – история как в тумане.

Моя бабушка Зина по папиной линии – из Белоруссии. Она родилась в деревне Новосёлки Витебской области в 1934 году. Когда ей было семь лет, началась война. Бабушка рассказывала, как было трудно жить в эти годы. Часто вспоминает, как одним букварём пользовались ребята разных возрастов из двух деревень. Как в их доме жили фашисты: один добрый, а другой злой. Как было нечего есть и даже нечего надеть на ноги. И в целом, часто делится со мной воспоминаниями о том, как было тяжело восстанавливать страну в послевоенное время.

Потом она переехала в Архангельск и встретила моего дедушку Валю. Он из деревни Кальчино Архангельской области, которая находится на одном из островов. Про семью дедушки знаю, что его род принадлежал лоцманскому стану в Архангельске. В книге В. Б. Питепиной и Е. В. Плотицыной «Лоцманский стан» написано следующее: «С 1584 года, начала основания города, иностранные торговые суда направлялись в Россию через Северный ледовитый океан и Белое море, единственному в то время морскому пути. Около 120 лет Архангельск оставался единственным торговым портом в России до основания Санкт-Петербурга в 1703 году. В порт можно было пройти по специальному пути – фарватеру, который постоянно меняется из-за характера Северной Двины… Из-за удалённости Архангельска от моря на 32 мили проводкой судов занимались местные жители, которые объединились в лоцманские артели. Они знали отмели, рифы, банки, засоренные места, свойства грунта, направление течений, время прибыли и убыли воды, знали места для укрытия от ветров. Они стали первыми проводниками иностранных судов. Так в России возник вожевой (лоцманский) промысел». Вот как кратко можно рассказать про семью моего дедушки. Хочется отметить, что он и его отец уже не были лоцманами. Они имели другие профессии.

Моя бабушка Люда по маминой линии мало что знает про своих дальних родственников. Её мама Варвара Ерыкалова воспитывалась в многодетной семье и приехала сюда из деревни Вологодской области в 13 лет. У дедушки Саши отец из Беларуси. Есть версия, что они туда мигрировали из Болгарии, но это неподтверждённая информация. Честно говоря, он и его родная сестра похожи на представителей этой национальности внешне, поэтому всё может быть.

…Вопрос того мальчика из Татарстана на форуме вызвал у меня немало размышлений. Но сейчас, окинув взглядом историю моей семьи, я нашла для себя ответ. Я выросла в России и живу здесь. Мои обычаи, привычки, ценности были заложены русскими людьми. Поэтому и себя я считаю таковой, несмотря на свои белорусские корни.

Наталья Хабарова

28.10.2020