"Медвежья азбука" - штамп о штампе или богатство русской культуры?

Выставка Дениса Булавинцева «Медвежья азбука» в музее имени И. Н. Крамского подходит к своему завершению. В экспозиции представлено 60 работ в технике линогравюры, то есть гравировки на линолеуме. «Медвежья азбука» входит в большой графический цикл «Медвежий угол», созданный с 2018 по 2020 год. Тем не менее, эта серия является и самостоятельным проектом.
«Медвежья азбука» выполнена в жанре «развесистой клюквы», который раскрывает тот или иной штамп о русских. Мы все знаем про западные стереотипы о том, что в России постоянная зима, мужики в шапках-ушанках с балалайками или баянами ходят по улицам в обнимку с медведями. Об этом и сама «Медвежья азбука». Работы, представленные на выставке, – это штамп о штампе, это наши мысли о том, что думают о нас иностранцы.
Алфавит или самостоятельный словарь?
«Медвежья азбука» - самобытный и сказочный алфавит, в котором переплетаются символы русской культуры, мифы, прошлое и настоящее. Над азбукой художник начал работать с 2013 года. Так появилась коллекция «окошек» в медвежий мир. Каждое открывается в собственное место, в котором происходит нечто характерное. Небольшие картинки, размером с ладошку, прорисованные до мельчайших деталей, вместе образуют красочную русскую азбуку. Главный герой серии - персонаж русских народных сказок, медведь, который путешествует по буквам и попадает в различные ситуации. Каждая линогравюра – отдельный сюжет с зашифрованными образами. Например, в картине на букву Б - балалайка, бутылка и баян, Д – догонялки, Дружок, дети, дворник, Печка - пятка, пушистик, поленья, горящие в огне, в гравюре «Трансляция» - телевизор, тапки, табуретки.
Получается своеобразный словарь. Часть образов подается зрителю в расшифрованном виде, а над частью необходимо будет поразмышлять. Тем не менее, все изображения понятны и просты, они помогают нам погрузиться в сказочную реальность и вспомнить о детстве и наших удивительных, добрых героях сказок. Для этого автор обращается к фольклору и зарисовкам народного быта – лубкам. Линогравюры выполнены в лаконичных цветах – черном, белом и красном.
От печки до инновации
В работах раскрывается своеобразие и богатство русского фольклора. Линогравюры напоминают сказки уникальным изображением персонажей. Именно так представляет художник любимых героев. Например, гравюра «Печка» напоминает русскую народную сказку «По щучьему велению» знакомыми с детства образами: Емеля целый день лежит на печке и ничего не делает, в печи уютно потрескивают дрова и томится в чугунке каша, внизу сидит кот, которого на Руси ассоциировали с домовыми, хранителями дома. Существовала даже поговорка «Без кошки не изба». ( изображение 6) А картина «Огурчик» - «Репку». Самая необычная гравюра – «Инновация». На ней изображено нечто среднее между компьютером и счетной машиной с ручкой от мясорубки. (изображение 7) А вот в работе «Застолье» внимание зрителя привлекает дракон, вылетающий из бутылки, - фольклорный персонаж, который живет в скальной пещере, похищает девушек, разоряет волости. Дракон на гравюре имеет общие черты Огнянника, южнославянского летающего ящера, и Змиулана, персонажа восточнославянской мифологии. А, может быть, это змей, или, как часто говорят русские об алкоголе, «Зеленый змий».
Выше к пониманию
Центральная работа выставки – картина «Икар», крупный арт-объект, притягивающий внимание зрителя. Эта работа является ключом к понимаю «Азбуки». Кажется, что все образы, которые автор использовал в каждой гравюре, перенеслись сюда, а сама картина олицетворяет сплошной штамп. Она выполнена в черном цвете - черное солнце, темный город. Наверное, тут царит зима, недаром герои носят шапки-ушанки. Иногда иностранцы представляют русские города именно таким – серые, тусклые, в них круглый год властвует зима.
Вместе с тем, на картине прослеживается связь прошлого и настоящего. Она показана с помощью деталей, характерных для определенной эпохи. Например, Русь узнается в архитектуре: три башни на переднем плане напоминают храм. Здесь же изображение танков и солдат в лесу, оно служит напоминанием о печальном и ужасном событии XX века – Великой отечественной войне. Но есть и светлые образы, например, мишка с ребенком и шариком похож на символ Олимпиады 1980 года. (изображение 10) А вот и образы новой России – атомные станции, небоскребы, самолет. Присутствуют, конечно, общие черты, объединяющие два исторических периода – СССР и Россию: коровы, мирно пасущиеся на лугу, маленькие уютные домики и церквушки, детская площадка, мама, гуляющая с коляской, ракета. Кроме того, заметна связь сказки и реальности. С самолетом, танками, высоковольтными линиями, заводами мирно соседствуют избушка на курьих ножках, дремучий лес, филин – мудрый хозяин леса, птицы, летящие клином вдаль (может быть это гуси-лебеди ищут сестру и брата).
Получается, с одной стороны, «Икар» демонстрирует множество штампов. С другой, он при помощи образов и персонажей, знакомых всем с детства, передает уникальность русской культуры, ее богатство, самобытное развитие, совмещающее черты востока и запада.
Дремучая, но в то же время чудная
«Медвежья азбука» впечатлила воронежцев. Мнения, оставленные в книге отзывов (и предложений), свидетельствуют об этом. Вот некоторые из них:
«Смешная, умная, затейливая, многозначная азбука и выставка. Спасибо художнику и музею Крамского за ее организацию!
P.S. Мой фаворит – буква Я…»
Лена Дудкина
«Выставка удивительная! Сочетание иронии, богатой фантазии художника, сочетание летописи и современности – очень здорово! «Космос» очень понравился, очень многие картины вызвали безудержный смех».
Яна
«Получил огромное удовольствие и заряд бодрости. Параллельная мифическая реальность живет по своим законам и проникает в нашу, заставляя переосмыслить происходящее в натуре. Спасибо, Художник!»
Сергей
«Выставка понравилась оригинальностью, самобытностью, работы выполнены в своем, уникальном стиле, отражают актуальные и злободневные проблемы, как мы видим мир, и как мир видит нас. Картины просты для понимания т вызывают сильные эмоции, так как близки и понятны зрителю».
Братникова Оля
«Медвежья азбука» - больше, чем выставка. Она не только про стереотипы и штампы, но и про самобытность истории, характера русского народа, уникальность культуры. В этом в интервью агентству «Галерея Чижова» признался и сам художник: «Пусть медвежья страна дремучая, дикая, но при этом она и дивная, и чудная, и самобытная – это главное».
Дарья Масленникова
Фото Дарья Масленникова
11.10.2020