Кому помешала «армянская» корова?
Практика единения этносов, изучение их различий и общностей, желание расширить кругозор и повысить уровень умений – то, чем я руководствовалась, когда решила записаться на курс межэтнической журналистики.
Интерес к особенностям народов, их самобытным обычаям и культуре искренне интересовал меня с самого детства. Так как я родилась и выросла в Республике Саха (Якутия), для меня вопрос консолидации этносов – не пустые слова. Фактически я росла в среде межэтнической коммуникации и впитывала черты народов, с которыми жила бок о бок и общалась. Несомненно, обмен происходил обоюдный: они делились со мной рецептами национальных блюд, языковой основой и обычаями, я же, в свою очередь, рассказывала им славянские обычаи, помогала шить одежды по русским устоям, праздновала языческие истинно русские праздники (Масленица, Ивана Купала и т.д.).
Хочется продолжить свой опыт общения с этносами и усилить чувство единения народов, ведь как сказал Нурсултан Назарбаев: «Ссорятся супруги — рушится семья, ссорятся менеджеры — распадается компания, ссорятся этносы — гибнет государство».
Нам удалось обсудить вопросы с Оксаной Евгеньевной Ноянзиной, кандидатом социологических наук и консультантом департамента внутренней политики администрации Алтайского края. Студенты задавали вопросы о религиозных столкновениях, межэтнических конфликтах, стереотипах и о мигрантах. Кроме того, состоялась бурная дискуссия о понятии «толерантность» в современном обществе.
Она рассказала о большой работе, которую проводит власть в деле профилактики экстремизма и ксенофобных настроений, о деятельности религиозных и национально культурных организаций в регионе. О религиозных и псевдорелигиозных учениях, которые каждый может создать и действовать строго в рамках закона:
«Если утрируя, кто-то захочет создать общество ковырятелей в носу. Почему нет. Есть такое право. Пока оно находится в правовом поле. А попадет в поле зрения правоохранительных органов, когда начнет нарушать законы и порядок. В Алтайском крае 17 конфессий зарегистрированы. Они в правовом поле. Одну религиозную организацию решением суда ликвидировали, так как ее члены отказывались лечить своих детей».
А где заканчивается пропаганда и начинается распространение религиозного учения? - спросили слушатели школы. Есть закон о миссионерской деятельности. Он говорит о необходимости проповедования в специально отведенных местах, а не у вас дома. Распространять литературу человек может, но ходить по домам – нет.
Могут ли кришнаиты раздавать пищу? Она пригодна, безопасна? Есть ли документы? Только среди своих раздавайте.
Очень много спорных вопросов, связанных не только с религией и национальными отношениями, но и просто с чувствительными аспектами жизни семьи, вопросами воспитания. Вопросы ювенальной юстиции и общественного поведения. Таксист беременную женщину из машины вытолкнул. Причина – ее ребенок испачкал грязными ногами сиденья. Идет разбирательство. Кто прав кто виноват. Есть правила поведения в общественном транспорте.
«У нас нет общественного согласия, как мы должны себя вести в общественных местах, полагает Оксана Евгеньевна, - За рубежом зафиксировано – если пассажир испачкал такси, водитель помоет, но пассажир должен оплатить ему простой машины.
Главная ошибка – не поддаваться на стереотипы и не делать ошибки». Есть ли межнациональные конфликты в нашем регионе? В чистом виде их нет – таких, где причина конфликта лежала бы в этничности. Например, в одном из районов края корова зашла в огород соседа и потоптала капусту. Но она принадлежала армянину, у которого с соседом были давние непростые отношения. Армяне собрались, русские – и стенка на стенку. Когда кончаются рациональные аргументы – переходим на личности. Здесь в чистом виде - бытовой конфликт, неумение выстраивать отношения, а вовсе не неприязненное отношение к представителю другой национальности.
Говорили и об интернете. Иные блоги постцы в соцсетях – не от большого ума. «Очень легко распространить понравившуюся картинку в интернете. Но там мелко написан счет для перечисления денег в ИГИЛ, запрещенная в России организация. А это уже по закону – финансирование международного терроризма. И серъезное наказание. Нужно быть осторожным и внимательным», - предупредила студентов Оксана Ноянзина.
Российская нация - термин достаточно новый. Много сложных, дискуссионных вопросов.
Многие исследователи сходятся на том, что в свое время был утрачен общий социальный ориентир в стране. «В моих родителях течет разная кровь – литовцев, поляков, украинцев, кержаков и мордвы. А кто я - я себя считаю русской. Это дело личное. Все эти идентичности в определенной иерархии. Важно, чтобы я - россиянин – было на первом месте. Многие исследователи говорят, что в годы переломов и слдожных периодов общества вопросы этнической идентичности =у многих людей на первом месте. Но чтобы в государстве была стабильность и согласие – идентичность «я – гражданин» должна быть на первом месте», - подчеркнула Оксана Евгеньевна.
Она рассказала о том, как много делается в Алтайском крае для сохранения межнационального мира и согласия. Работают национально-культурные центры, которые проводят фестивали и праздники. Политика сохранения языков и сохранения культуры коренных малочисленных народов. Есть казахские села и две казахские школы.
Предствавители разных народов сохраняют свою самобытность, но при этом чувствуют себя россиянами и жителями своего края.
Алтайский государственный университет.
Факультет МКФиП, специальность: журналистика.
1 курс, группа 869, Железнякова Елена Алексеевна.