Королевство без государства, или Почему в языке сето нет бранных слов

Королевство без государства, или Почему в языке сето нет бранных слов

Много интересного таит в себе королевство Сето. Жители этого королевства воспитывают своих детей так, чтобы лишний раз не расстраивать.

Если им хочется праздника – они звонят в колокольчики, пекут пироги и варят знаменитый сетоский сыр.

У них есть свой флаг и гимн, в котором такие слова: «Живём мы между двумя странами, но сохранили свою культуру, песни и одежду…»

Потому что король в этом королевстве имеется, а государства у него нет. Ведь располагается оно на территории двух стран: России и Эстонии. Российская часть – в Печорском районе Псковской области со столицей в деревне Сигово, где находится единственный в мире музей-усадьба народа сето.

Поскольку у сето есть собственный король, расскажу как его выбирают. Это происходит каждый год обычно в начале августа во время праздника. Все желающие стать королями рекламируют себя, кто как умеет: они поют, танцуют, угощают избирателей пирогами – всё что угодно, лишь бы понравиться народу. Затем кандидаты в короли встают на пеньки, а за ними выстраивается живая очередь. За кем из претендентов очередь длиннее – тот и король.

Правда, полномочия у этого короля чисто символические. Он выступает на всех сетоских мероприятиях с приветственным словом и чаще всего начинает свою речь словами: «Сегодня ночью во сне ко мне пришёл Пеко и просил меня передать вам то-то и то-то...»

Ведь сетоский король – это наместник легендарного бога Пеко.

Сегодня в Псковской области насчитывается всего 200 сето, а в начале XX века их было 19 000. Большинство представителей народа сето сегодня живут в Эстонии, но там их считают просто эстонцами.

- А мы у себя в России в 2010 году получили статус коренного малочисленного народа, - рассказала нам хранительница музея-усадьбы сето в Сигово Малле Богачёва.

«Кроме того, в 2009 году сетоские песни вошли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО – вот такие у нас достижения».

Сето – люди православные, но они долго сохраняли некоторые древнеязыческие традиции и верили в своего национального бога Пеко.

Нам показали его деревянную фигурку. В старину эту фигурку хранили в амбаре. Она была одна на несколько деревень. Её выносили на улицу всего два раза в год – весной и осенью. Весной на голове у бога Пеко зажигали свечи и молились ему, чтобы вырос хороший урожай, скот выжил и дети не болели. Осенью бога Пеко благодарили за урожай, а фигурка переходила в амбар к тем хозяевам, у кого урожай уродился хуже, чем у всех остальных.        

Разумеется, сегодня никто из сето уже не держит у себя в амбаре деревянную фигурку бога Пеко, но легенды о нём живы, как и древние сетоские поверья.

Например, у сето есть поверье, что источники, которые вытекают против восхода солнца, являются целебными.

- У нас очень много ручей, родников, ключей, и мы верим, что многие из них лечат, - рассказывает Малле Николаевна.

Возле дома сето сажают рябину – она для них главный оберег. А потом смотрят: если на рябине много ягод – значит, осень будет дождливая.

На Масленицу сето не жгли костров, но катались на санках. Считалось, что если санки катятся с горы далеко – значит, лён будет высокий. Представляете: сето и на отдыхе только и думали, что о будущем урожае!

Сето занимались в основном животноводством и земледелием. Основная их сельскохозяйственная культура – лён.

Живут сето традиционно вперемежку с русскими: деревня русская, деревня сетоская.  

Усадьба, в которой находится музей, куплена государством у сетоской семьи в 1999 году. А уже в 2001 году в ней открылась экспозиция. Недавно музей купил ещё один дом рядом и планирует расширяться.

28 августа, в Успение Пресвятой Богородицы, в Сигово проходит главный сетоский праздник – фестиваль «Семейные встречи». Утром сето идут на службу в монастырь, а потом собираются в музейной усадьбе на большой праздник – кирмаш. И начинается веселье: все поют и пляшут.

А напоследок вот вам сетоская сказка.

«С сетоском языке нет ругательных слов. Самое плохое слово, которое нельзя говорить, - «курат». Это значит, «чёрт». И вот один мужик пахал замлю сохой, как вдруг железный зубчик сохи за что-то зацепился. Стал мужик тянуть лошадь то вперёд, то назад – никак соха не может освободиться. Мужик вышел из себя и говорит: «Курат!» Соха тут же поддалась, и послышался звон падающих на землю монет. Оказалось, что железный зуб зацепился за горшок с серебром. Но как только мужик выругался, серебро ушло в землю – к чёрту. А если бы мужик проявил терпение и не ругался, а стал потихоньку доставать соху, то стал бы богатым».

«Так что сказки у нас коротенькие, но поучительные. И учат они чаще всего терпению», - подытожила Малле Богачёва.

Александра Ефимик

24.10.2020