Ментальность нации и ФГОС: диссонанс?!

Ментальность нации и ФГОС: диссонанс?!

Национальный менталитет - это определенный, присущий конкретной этногруппе людей стиль жизни и культуры, а также национальная система ценностей, взгляды и мировоззрение нации, общие черты характера. Как уверяют психологи, национальному менталитету России присущи две следующие составляющие: высокая дистанция власти и коллективизм. Однако сейчас в образовании ввели новые стандарты образования – ФГОСы, которые теперь воспитывают детей немного в другом направлении, стараясь уйти от высокой дистанции власти и прививая в той или иной степени индивидуализм. Не создается ли таким образом диссонанс в обществе? Попробуем разобраться.

Разбираемся в терминологии: «дистанция власти»?

«Как много непонятных слов!» - скажете вы и будете правы. Действительно. Начать следует с объяснения понятия «дистанция власти». Оно отражает такую степень неравенства в распределении власти и влияния в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как сама собой разумеющаяся и как неотъемлемая черта общественного уклада, при которой члены общества чувствуют себя комфортно. Сложно? Но это именно так! Данный параметр национальной культуры показывает, насколько неравенство по физическим и интеллектуальным способностям, а также по социальному положению в обществе перерастает с течением времени в неравенство распределения власти, влияния и богатства и насколько это допустимо с точки зрения общепринятых представлений.

В обществах с высокой дистанции власти обычно существуют терпимость к авторитарному стилю управления, уважительное отношение к статусу и должности. В таких культурах характерно сохранение неравенства, как в формальных, так и в неформальных отношениях между людьми. 

Как мы можем увидеть, это понятие распространяется не только на власть, а также и на отношения, которые царят в обществе между людьми.

Особенно сильно характеристики, присущие культурам с высокой дистанцией власти, можно проследить на трех основных институтах общества: в рабочих отношениях, в семейных отношениях, и в отношениях в образовании.

Если рассмотреть низкую дистанцию власти, как пример, то в семье у детей воспитывают собственный характер, отношения с родителями строятся на основе равенства. В школе же центральная фигура — учащийся, обучение — объективный процесс познания. На работе иерархия рассматривается как временное ролевое неравенство, нужное только для удобства управления. С подчиненными принято консультироваться, а идеальный босс — это грамотный и способный демократ.

При высокой дистанции власти в семье доминирует послушание и бесприкословное подчинение. Дети должны слушаться родителей и относиться к ним с почтением. В обучении центральная фигура — учитель. Обучение — это восприятие и принятие мудрости учителя -гуру. На работе естественное, постоянно существующее неравенство. Подчиненным говорят, что нужно делать. Идеальный босс — великодушный и доброжелательный автократ.

Вы поняли, чем характеризуется высокая дистанция власти? Формальностью и строгостью в отношениях на работе (в школе, в семье), строгостью в соблюдении правил и подавлением инициативы. То есть, люди не смеют высказать своем мнение, ждут приказов и уважают (если не боятся!) вышестоящих по социальной лестнице. Узнаете? Себя? Родителей? Всех нас?

Здесь следует отметить, что любое общество тяготеет к дистанции власти, которая соответствует историческим корням, традициям национальной культуры. То есть, это понятие не возникает в обществе «из ниоткуда», а формируется веками, под действием различных социальных, исторических, географических факторов.

А как в школе?

Как уже стало ясно, характеристики высокой дистанции власти проявляются в таком социальном институте, как образование. И долгое время, согласитесь, и в России, и СССР дистанция была власти была высокой. Однако с введением ФГОС ситуация в школе кардинально изменилась.

Хотя следует сначала напомнить, что такое ФГОС и зачем его вообще ввели.

Итак, ФГОС – это новые стандарты, требования которые предлагает государство для системы образования, с целью урегулирования системы образования и приведения этой системы к общему знаменателю. ФГОС - это объединение психологического и педагогического подходов к формированию личности человека.

Теперь ребенка формируют как субъекта деятельности, который сам способен познавать, преобразовывать этот мир и учится. Ребенка, способного к самоорганизации, к самореализации, к самообучению, которое будет происходить потом, после выпуска из системы школьного образования и протянется через всю жизнь. 

Основное отличие в том, уверены педагоги, что при ФГОС ребенка рассматривают не как объект, а как субъект. Познание осуществляется ребенком совместно с педагогом. То есть, если раньше учитель просто предлагал усвоить какую-либо информацию, то теперь учитель в связке с ребенком часто погружается в учебную деятельность и сопровождает его на этом пути, а ребенок уже сам это знание добывает. То есть, мы ясно видим, что в современной школе роль учителя смещается с беспрекословного авторитета на роль наставника, который вместе идет с учеником. Главная роль в образовании теперь у ученика, а учитель отходит на второй план. Понятно, что такое распределение ролей присуще для культур с низкой дистанцией власти. Однако такое смещение ролей характерно только для современной школы, в остальных же сферах деятельности (работа, семья) все остается по-прежнему. Не возникает ли здесь диссонанс? Не вызывает ли такое положение вещей сложности у детей?

Психологи не знают

По мнению школьных психологов, сегодня невозможно точно дать ответ на наш вопрос. Все зависит от организации учебного процесса. Если учитель правильно его организует, то дети с легкостью встроятся в образовательный процесс. Однако если говорить категорично, то кому-то будет сложно, а кому-то легко. Диссонанс может возникнуть, а может и не возникнуть. Одни дети будут с радостью реализовывать себя в учебном процессе, потому что их будут слышать и слушать и для каких-то детей это будет благостная среда для реализации, а некоторые, наоборот, будут замыкаться, потому что подходы к воспитанию в школе и дома разнятся.

С такими детьми нужно будет проводить индивидуальную работу, и здесь ФГОС как раз в помощь, так как он предусматривает индивидуальный подход к каждому и поможет решить возникшие или возможные трудности.

Тем ни менее, специалиста уверены, что дети очень гибко приспосабливаются к изменениям в обществе и не замечают каких-либо кардинальных изменений и даже если какие-либо трудности возникнут. ФГОС будет способен решить эту проблему.

А что в семье?

Замечают ли семьи какие-либо перемены в своих детях, сталкиваются ли они со сложностями в воспитании своих детей из-за разнящихся подходов в школе и дома? Особенно остро эта проблема может встать для семей, в который родители воспитывают детей в очень строгих традициях, где авторитет старшего в семье – это закон. Не будем перечислять национальности нашей страны, в которых это принято за нормы.

Мы опросили несколько молодых семей: дети на самом деле приспособились. Дома они не стали более непослушными, жалоб на школу и педагогв тоже не возникает.

Отдельные случаи недопонимания родители не считают пока тенденцией и не видят диссонанса в изменениях стандартов российских школ.

Итог?

Школа и школьное образование меняются – это факт. В образовании происходит постепенный переход от высокой дистанции власти к низкой. Сейчас в детях воспитывают инициативность и творческое мышление и это хорошо. Другая сторона медали в том, что остальная часть общества не меняется. Или меняется, но очень медленно. Все равно, индекс дистанции власти в России остается очень высок. Но, возможно, ФГОС был введен именно для этого? Для того, чтобы начать менять общество, так сказать, «с нуля»? Ведь дети – это наше будущее, они будут строить свое будущее иначе, чем мы. Главное в образовании — это думать наперед и , быть может. Действительно настало время воспитать инициативное и творческое поколение, которое изменит нашу страну к лучшему? В любом случае, время покажет, правильную ли мы выбрали стратегию. Цели конечно, очень амбициозные и хорошие, но не факт, что они будут реализованы идеально и без ошибок. Наверняка мы успеем столкнуться со множеством трудностей, прежде чем и правда изменим тот уклад, который формировался веками. Но надо же с чего-то начинать?

Олеся КАРАМЫШЕВА

24.10.2020