Как псковское королевство Сето свой Синдарин защищает

Как псковское королевство Сето свой Синдарин защищает

В Псковской области живёт маленький свободный народец, как будто прямиком сошедший со страниц классического фэнтези.

 Называется этот народ сето. Познакомиться с его культурой, традициями и обычаями, национальными костюмами и кухней можно в музее-усадьбе деревни Сигово Печорского района Псковской области.

У этого народа есть свой микромир с магическим названием «Сетомаа», как в книгах Толкина, свой флаг, свой диковинный бог – Пеко и свой язык, который буквами не передать, потому что у этого народа до сих пор нет своей письменности.

 Интересно, каково это говорить на языке, у которого даже нет своей азбуки. И почему тогда этот язык до сих пор не пропал?

 Для сето язык – тема болезненная. Даже самоназвание этого народа до сих пор вызывает у этнографов и лингвистов споры. Статья про этот народ в Википедии, например, называется «сету». Однако сами сето, которые встретились нам в Сигово, с уверенностью говорят, что никаких «сету» никогда не было и быть не может: они все «сето» и точка. «Сету» это всего лишь эстонский вариант произношения названия народа.

Книги про сето написаны на других языках

 А что насчёт самого языка? Тут дело обстоит ещё интереснее. Эстонцы считают сетоский язык выруским диалектом южно-эстонского диалекта. Но сами сето уверены, что у них самостоятельный язык. Видимо, так и есть, ведь по утверждению коренных сето, если они проводят экскурсию в Сигово на своём национальном языке, то эстонцы их не понимают.

 Например, слово «яблоня» на эстонском будет звучать примерно, как «ыунапуу», а на языке сето как «уйпус». Как по мне, эти слова совсем не похожи.  

 Интересная особенность волшебного языка сето – в нём нет ни одного ругательства! За исключением одного слова – имени «Того-Кого-Нельзя-Называть». Это слово запрещено произносить вслух, так как по народному поверью оно может призвать нежеланных гостей.

 Я вам сейчас напишу по секрету, как оно звучит, а вы прочитайте его про себя, а то, мало ли, что может случиться. Это слово «курат» (в переводе на русский - «чёрт»).

 Ну что, никакие Дементоры не явились по вашу душу?

 Так что же насчёт сетоской письменности? А ничего. Как я уже говорила, её не существует. Знание языка передаётся устно из поколения в поколение через песни, разговоры, сетоские сказки, которые учат детей в первую очередь терпению.

Старшее поколение свободно говорит на родном языке, у младших получается хуже, ведь большинство сегодняшних молодых сето выросли в межнациональных семьях, где один родитель – сето, а второй – русский или, например, эстонец.

 Хранительница музея-усадьбы сето в Сигово Малле Николаевна Богачёва рассказала, что одно время сетоский язык преподавали в школах Печорского района. Но практиковать его с учителем не очень эффективно. То ли дело с родной бабушкой, которая тебе и песню на сетоском споёт, и значение слова на образных примерах объяснит.

 Было предпринято немало попыток облечь сетоский язык в буквы: то эстонцы пытались приспособить к сетоскому языку свой алфавит, то из Москвы приезжали юные Толкины, чтобы совершенно новую систему знаков для этого языка создать… Однако ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. И на сегодня язык сето остаётся исключительно устным.

 Возможно, когда-нибудь кто-нибудь и создаст для сето алфавит, а также разработает правила грамматики и фонетики. Ведь даже у эльфов есть Тенгвар Синдарин. А пока сами сето совсем не против того, чтобы эта особенность сетоского языка и дальше сохранилась, ведь так их национальный язык остаётся возвышенным, неуловимым и от этого таким магическим. Фиксация прибила бы его к земле и поставила в один ряд с другими письменными похожими один на другой финно-угорскими языками.

 В то, что их язык со временем может забыться, сето не верят.

 Во-первых, потому, что они бережно передают его младшему поколению вместе с культурой своего народа.

 А во-вторых, потому что таково древнее пророчество. Когда-то сетоский бог Пеко предсказал, что на горе, недалеко от места поселения сето, из палки вырастет дуб, который простоит 300 лет.

 Это сбылось. В Псково-Печерском монастыре есть такой трёхсотлетний дуб, которому ещё расти и расти.

 Значит, и сето суждено процветать. И пока будет жить народ, будет жить и его язык, верят представители коренного малочисленного народа Псковской области. Не зря же дуб –  их священное дерево.

 

Дарья Шумаркина

Фото автора

22.10.2020