Саамская мифология как основа конституции
« - Что тебе, рвань, надо?
- Мне бы угольков горшочек, - отвечает бедный, - камелёк разжечь, холодно в тупе.
- Ишь чего захотел, - брат ему отвечает. - Мои угольки мне и самому нужны. Пошёл прочь!»
Для помощи закон не нужен
Этот диалог двух братьев из саамской сказки как нельзя лучше иллюстрирует неуважение к брату, отсутствие сочувствия и тщеславие, за что один из них вскоре поплатится. За что конкретно? Об этом можно узнать из сказки этого северного народа «Богатый, да скупой – бедный, да щедрый». А предисловие к ней такое: «Один богато жил. Тупа - изба бревенчатая с плоской крышей - у него просторная, в камельке всегда огонь горит, олени стадами бродят. А у другого всё не так. Не уследил он как-то раз за своим камельком, угли в нём потухли. … “»Пойду, - думает, - к брату. Неужто он углей пожалеет?» Взял глиняный горшочек и пошёл к богатому брату, а тот суп ест, мясо на дощечку выложил, ножичком отрезает, в рот кладет. … Стоит бедный брат у порога, дальше пройти боится. А богатый ест себе, будто бедного брата и не видит». В этом случае бедному брату на помощь приходит Чахля (в Скандинавии – гном), который сжалился над бедным братом и дал ему горшочек золота. Увидев это, богатому брату захотелось таким образом разбогатеть еще больше, но, неуважительно отнесясь и к чахле, он остался ни с чем.
Здесь и вступает в силу развитое чувство взаимопомощи в отсутствии «правового регулирования социальных вопросов».
«Сидит богатый брат и плачет. Никого теперь беднее его нет. Куда идти? делать нечего, побрёл богатый брат с женой и детьми к брату, которому горшочка углей пожалел. А идти тяжело: вдруг разбогатевший братец его прогонит? Да не так вышло. Ничего у него брат спрашивать не стал. Накормил всех, напоил и спать уложил».
Саамы уверены: семейные узы настолько крепки, что неважно, какой проступок совершил твой ближний, человек обязан ему помочь. Писатели-этнографы сообщают немало сведений о сильно развитом у саамов чувстве взаимопомощи, простоте и гостеприимстве, непозволительно было, когда внутри семьи возникали конфликты из-за жадности и скупости одного из членов семьи.
Сказка ложь, да в ней намек
Некоторые российские этнографы XIX века придерживались мнения, что саамский фольклор слабо развит. Но эти мнения вскоре оспорили, потому что большинство современных этнографов считают, что не может существовать народ «без сказки и без песен…». Подтверждается это тем, что саамские сказки можно разделить на два типа: древние и более поздние. К древнему фольклору ученые относят животный, мифологический эпос, а также исторические предания об исторических фактах и богатырях. Более поздним эпическим жанром называют нравоучительные песни и бывальщины. Именно эти саамские сказки и предания иллюстрировали взаимоотношения и правоотношения саамского народа, где мы сможем увидеть отражения обычного права.
Обычное право – права и правила, сложившееся в ходе истории народов мира.
Сейчас обычное право в правовой системе носит достаточно формальный характер, однако его нельзя недооценивать. Социальное поведение человека определяет его отношение к тем или иным проявлениям жизни, например, к его деятельности или семье. Всё это формируется на основе обычного права.
Тосковать – опасно
В саамской мифологии живым угрожали духи мёртвых, особенно те, которые были колдунами или шаманами-нойдами при жизни.
Крестьяне боялись и не доверяли колдунам и шаманам, несмотря на то, что саамский народ на Руси считали приближенными к миру духов.
Хороший пример этому нам дает сказка «Равк», где как раз и повествуется об «отношениях» мира живых и мира духов «В одной избе жили старик со старухой, у которых было три дочери и сыновья. Старик умер и забрал с собой старуху: он был колдун-еретик, хотел забрать с собой и дочерей, да у тех не вышел жизненный срок – ещё все зубы были целы. Как-то осталась старшая дочь дома одна и стала плакать от тоски. Тосковать же, особенно по мёртвым, опасно. Ночью слышит девица, что кто-то идёт, ступая одной ногой. Обрадовалась глупая какому ни есть гостю, а тот потребовал угощения. Съев всё, пришелец набросился на саму хозяйку и съел её, не тронул лишь ножки». Отсюда мы можем увидеть, что не только колдовать крестьянам, но даже тосковать по мертвым было очень опасно.
Также общераспространённым понятием о причинах болезней были порча при помощи наговора или сглаза враждебных колдунов. Выражения "нехороший глаз", "скривил глаз", "глаза на лоб ушли" в быту и фольклоре саамов связываются с проявлением опасной для врагов силы. Достаточно было даже незначительного повода, чтобы колдун или колдунья "рассердились" и наслали на человека враждебные чары.
Изменить как убить
Очень серьезно саамский народ относился к супружеским изменам, измена считалась преступлением. Такой непростительный поступок может понести за собой как трагические последствия, так и наказание. В сказке «Богатыри и чудь» четко показан результат супружеской измены. Богатырь из-за измены жены так и не смог победить чудь: «И всю бы чудь они перебили, если б женка ему (одному из трех богатырей) не изменила. Она подрезала тетивы у лука и крикнула чуди: «Идите берите моего мужа, он теперь ничего сделать не может!», и как итог, как наказание за содеянное, женщину убивают. «На другой день чудь женку убила, потому что женка не должна изменять своему мужу». Интересно, что по отношению к этой женщине употребляется достаточно пренебрежительный термин «женка», хотя в других сказках о супруге говорится как о «жене».
Выходит, что мифология действительно играет важную роль в установлении общественно-правовых отношениях. Саамская мифология позволяла народу понять, как тот или иной неправомерный поступок может повлиять на дальнейшую жизнь человека. Обычно-правовые нормы возникают из сказок и преданий, которые из поколения в поколение передаются в устной, а позже и письменной форме.
Эмма Рочева
21.10.2020