Каждый край своим караваем славен

Каждый край своим караваем славен

Россия – огромная страна. Наша страна включает себя 85 субъектов федерации. Каждый субъект отличается своим географическим положением, населением, традициями и обычаями. Но лучше всего понять и осознать все различие и многообразие субъектов нашей Родины нам помогают этнобренды каждого региона – этакие визитные карточки региона.

В Оренбургской области это и знаменитая пуховая паутинка, и пешеходный мост через реку Урал, и этнопарк «Национальная деревня», и многие другие. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с этнобрендами Воронежской и Иркутской областей.

Воронежская матрешка

Одной из визитных карточек Воронежа считается традиционная воронежская матрешка. Она имеет довольно необычную историю появления: этот промысел появился совсем недавно, полвека назад, в 1969 году. 

Ее автор — художница Елена Матвеева. Елена Геннадьевна училась у знаменитого воронежского художника и краеведа Петра Пономарёва. Именно он организовал курсы по изготовлению воронежского сувенира. Легенда гласит: токарь Леонид Голованов изготавливал деревянные основы, а художники в своём стиле их расписывали. Одна заготовка получилась бракованная — в виде яйца, но Елена Геннадьевна её не выкинула, а расписала — так народилась на свет новая оригинальная игрушка.

Интересный факт: согласно опросу, проводившемуся в 2017 году, воронежская матрешка считалась одним из популярных народных промыслов и заняла 22 место среди народных промыслов России.

Традиционно воронежская матрешка одета в цвета Воронежской области: в черную поневу (традиционная юбка), где черный цвет символизирует чернозем, а также в красный Барановский платок с цветочным узором.

Этот платок делали на фабрике купца Баранова, и это был излюбленный аксессуар воронежских модниц в конце 19 и в начале 20 века. Также в костюм входят белая рубаха с красочной вышивкой по рукавам и самобытный головной убор. В руках у матрешка обязательно должна что-то держать – будь то каравай или курица с яйцом.

Дело Елены Геннадьевны продолжает жить и сегодня. Несмотря на то, что она сама сейчас уже не расписывает матрешек, промысел поддерживают ее ученики, одна из них – народный мастер Евгения Афанасенко.

Пещерные монастыри

Воронежская область славится своими залежами мела. Казалось бы, причем здесь монастыри? Но в незапамятные времена монахи вырывали в меловых горах целые храмовые комплексы. Сейчас в Воронежской области насчитывается несколько крупных храмовых комплексов, среди которых: Костомаровский Спасский женский монастырь, Дивногорский Успенский монастырь, а также Белогорский пещерный монастырь. История последнего, кстати, довольно интересна. 

Жила-была девушка Мария и в молодости она вела довольно-таки развратную жизнь. Однако к 50 годам она решила искупить все свои былые грехи и отправилась с группой паломников в Киево-Печерскую Лавру.

В 1796 году Мария вернулась на Родину и начала рыть в меловой горе на берегу Дона пещеру для покаяния. Однако не все жители одобряли ее занятие и всячески мешали ей в ее работе и только после того, как приехала комиссия от самого императора Александра Первого и официально дала деньги и разрешение на строительство храма, гонения на Марию прекратились. В благодарность за оказанную доброту Мария попросила освятить храм в честь Александра Невского – покровителя императора Александра. Конечно же, Мария не успела закончить храм до конца своей жизни, но ее подвижники продолжили ее дело и 1882 году образовали скит, который получил статус мужского монастыря во имя Воскресения Христова. К 1917 году храм очень сильно разросся: на монастырском холме умещалось около 40 наземных построек, а длина коридоров достигла 2,2 км.

Во времена революции храм очень сильно пострадал: большевики конфисковали земли Воскресенской обители, осквернили останки Марии-пещерокопательницы и её сподвижников, взорвали храмы, стерли с лица земли все монастырские постройки. Во время Отечественной войны на месте обители размещалась зенитная батарея противника, которая в ходе военных действий взорвала и завалила все входы и выходы пещерного комплекса.

Восстановление монастыря началось в 2003 году. В 2014 году братия монастыря получила в подарок наземную деревянную церковь Спиридона Тримифунтского.

Храм был срублен в Вологодской области, доставлен в Белогорье по воде и собран на территории монастыря. В 2015 году в пещерах на глубине 45 метров была освящена церковь во имя Святого Духа. Службы в ней проходят один раз в году – в день Преподобных Антония и Феодосия. Храм функционирует и по сей день и является одной из главных достопримечательностей Воронежской области и излюбленным местом туристов.

Озеро Байкал

Какая первая ассоциация возникает после словосочетания Иркутская область? Правильно. Байкал. И ведь действительно это крупнейшее пресное озеро является одним из главных символов региона, а также его главным туристическим местом. 

Озеро Байкал

Мы все знаем, что озеро Байкал – самое большое озеро в мире, но знаете ли вы о животных-эндемиках, которые живут на Байкале? Одним из байкальских эндемиков является нерпа. Это один из трех пресноводных видов тюленя. 

Живут нерпы примерно до 55 лет, достигая длины до 1,8 метра, а веса до 130 кг. Детенышей выкармливают и выращивают на берегу.

Самое известное место скопления и обитания нерп, где можно увидеть основное лежбище нерп — Ушканьи острова.

Интересно, что эндемики-нерпы питаются еще одними эндемиками – рыбой голомянкой. Это небольшие полупрозрачные живородящие рыбы. 

Любопытно, что их тело на 35% состоит из жира. Самые крупные представители семейства достигают 20-25 см. Местные жители говорят, что эта рыба может буквально растаять - на солнце ее жир плавится, и рыба постепенно исчезает.

Еще одна рыба, которую можно найти только на Байкале – это байкальский омуль. Омуль – рыба семейства лососевых. Есть четыре популяции: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская и посольская. Средний размер и вес у каждой популяции разные. Например, самый крупный из встреченных экземпляров селенгинской популяции имееет вес до 5 кг и длину около 50 см. 

Буддизм

Как известно, в Российской федерации официально признаны четыре религии: христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Три из них встречаются в Оренбургской области, а вот с буддизмом жители нашего региона незнакомы совсем или очень отдаленно. А вот иркутяне знают о буддизме не понаслышке, так как эта религия является частью их повседневной жизни. Особенно он распространен в Забайкальском крае Иркутской области, а конкретно – в Бурятии. 

Одним из известных буддийских храмов Иркутской области является Усть-Ордынский дацан (храм) «Тубдэн Даржалин». Свою историю он ведет с 1919 года, когда был построен Муринский дуган близ деревни Алужино Иркутской губернии. Ранее, в 1912, был построен Кырменский дацан. По воспоминаниям, он отличался особой роскошью и красотой. Дуган был построен в три этажа, на крыше была высокая стелла. Внутри дуган был покрашен в красный цвет, увешан разноцветными шелками. На северной стороне находился алтарь со статуями будд из бронзы, глины, дерева. Когда дуган был построен, службы в нем проводили 5–6 лам (священослужителей). По словам старожилов, в этом дацане были хорошие лекари, которые собирали целебные травы в окрестностях. В 1932 дацан был закрыт, бронзовые статуи будд увезены в Иркутск на переплавку, другие материальные ценности разграблены, ламы арестованы. В советское время на территории дацана располагалась силосная яма.

Немного терминологии: храм в буддизме называется «дацан», монах – «лама», а настоятель монастыря – «хамбо-лама».

В 2005 году на территории поселка Усть-Ордынский была выделена земля под строительство дацана. Официальное открытие храма состоялось 4 августа 2001 года. Храм функционирует и сейчас и привлекает большое количество прихожан.

Шаманизм

Рука об руку с буддизмом идет шаманизм. Шаманизм – это религия, которую исповедуют народы, живущие вокруг Байкала, в Сибири и на Дальнем Востоке – буряты, эвенки, якуты и другие. В основе шаманизма лежит вера в Духов и культ почитания предков, корней, священного огня и Природы-Матери.

От имени общины или рода с Духами «общается» шаман – человек с особыми способностями и силой. Он является посредником между материальным и духовным миром.

Считается, что Духи могут на время вселиться в тело шамана, пока тот находится в вызванном ритуалами трансе.

Несмотря на то, что шаманизм – это довольно древняя религия, он довольно популярен и сейчас. Возможно даже больше, чем буддизм. До сих пор проводятся различные шаманские обряды, люди верят в шаманские приметы, а студенты перед сессией ходят спрашивать про удачу на экзаменах у шаманов.

Понятно, что в настоящее время осталось довольно мало настоящих шаманов и велик шанс нарваться на шарлатана. Так как же отличить настоящего шамана от шарлатана? Местные жители говорят, что настоящий шаман не просит плату за свои услуги, человек платит за его услуги столько, сколько может, а шарлатан в большинстве случаев попросит огромные суммы денег. Так что будьте осторожны и не попадайтесь на уловки мошенников!

На примере этнобрендов всего лишь двух областей нашей Родины, мы видим насколько разнообразна наша Россия. В каждом регионе есть своя «изюминка», которая может многое рассказать нам о нем, и его жителях. мне кажется, наша главная задача – не лениться узнавать об особенностях каждого края и знать, что на просторах нашей необъятной Родины можно найти много интересного!

Олеся КАРАМЫШЕВА

21.10.2020