В доме моем много имен…

                            В доме моем много имен…

Большая  красочная  русская  изба. Вид сверху. Хозяйка  одета в  белую рубаху, красный сарафан и кокошник. Рядом сидит её маленькая дочка, она  помогает маме доставать из печки ухватом румяные, аппетитные пирожки.

 Справа от печи с маленьким сыном сидит отец – глава семьи – и держит в руках балалайку. В правом нижнем углу расположился второй сын, постарше. В глубокой тарелке лежат сочные яблоки и стоит коричневая ваза с желтыми цветами, похожими на бархатцы.  Старшая  дочь, лет 14-15,  сидит за прялкой. Обе девочки, как и мать, одеты в красные сарафаны, но у дочерей на головах не кокошники, а красные ленты. В печи горит яркий огонь, и от этого становится тепло на душе. Он придаёт дому настоящий уют. Сложно поверить, что всё это можно так реалистично  нарисовать мелом!

 Изба, юрта, глахтун…

3D-рисунки национальных жилищ на асфальте и фотосессии в этих интерьерах.  На Алтае прошел семейный  фестиваль «Асфальт». Он был  посвящён сохранению национального колорита народов, проживающих на территории Алтайского края, отобразив  культуру этих народов в виде рисунка на асфальте.

В рамках фестиваля участники должны были нарисовать мелками на асфальте национальное жилище своего народа (с внутренним убранством и предметами быта); Креативно обыграть рисунок, перевоплотившись в национальные костюмы;

 Сфотографировать рисунок жилища, творчески встроив в композицию снимка участников фестиваля;

 Написать аннотацию к своей работе, отражающую национальный колорит.

 Оргкомитетом было принято 20 заявок от семей из Кулундинского, Михайловского, Табунского районов и республики Казахстан.

Всего было представлено 9 национальных жилищ: русская изба, казахская, бурятская и  якутская юрта, немецкий «HÜSS», белорусская хата, украинская мазанка и армянский глахтун.

 Плюс мама и папа

«Причем идея вначале была простая – провести конкурс детских рисунков на асфальте, - рассказывает автор проекта Анастасия Харебина из Кулунды.  - Но к нам стали поступать заявки, в которых явно было видно, что рисунок не детский. И тогда мы подумали, а почему бы не привлечь к этому проекту не только детей, но и всю семью? Как оказалось, взрослым тоже интересно рисовать на асфальте, и даже более интересно, чем детям…»

 В 3D формате 

В нашей школе межэтнической журналистики мы проводили онлайн - встречу с Анастасией. По её словам, это кажется легким, просто нарисовать рисунок, одеться в национальные костюмы и сфотографироваться. Однако за всем этим стоит огромная работа. Сложно было и найти подходящую одежду. Костюмы были взяты везде, где только можно было их взять: в домах культуры, комитетах по культуре и т.д. Были использованы даже музейные экспонаты в качестве предметов быта.

И вот, когда всё это, наконец, было найдено, участники приступили к реализации своих задумок. Их воображению и трудолюбию нет предела!

При этом, вся семья – это реальные люди, которые обыгрывают домашнюю обстановку в нарисованной на асфальте избе.

Семья Лысенко

- Вот, допустим, русская изба – одно из самых популярных национальных жилищ, которое было представлено в нашем проекте. Мы  получили 9 заявок по русской избе, - рассказывает Анастасия. -  Казалось бы, ну что там, нарисовать, сфотографировать, но, как оказалось, очень сложно сформировать в голове 3D-формат, чтобы он сверху смотрелся как реальный, чтобы еще это было с национальным колоритом и были реальные какие-то предметы быта. Хоть у нас и не конкурсный формат, но я, как организатор, могу сказать, что эта работа – одна из лучших, потому что здесь и правда чувствуется 3D-формат, внутреннее убранство, и на реализацию вот этой работы было потрачено более четырёх часов. Куратором этой семьи был детский сад, и, конечно же, сотрудники детского сада помогали рисовать.

Но мало нарисовать мелом на асфальте – важно и сделать классное фото. Не засвеченное, без бликов и теней, композиционно четкое и красивое. Но поскольку это все же не конкурс фотографов, в  фестивале нет победителей, так как каждая семья старалась использовать всё по своим возможностям.

Трудность выполнения работы заключалась зачастую и в погодных условиях. Увы, над погодой мы не властны…

Семья Войтеховских

- Вот на этой фотографии мы видим, что хорошая печка, есть реквизиты, но очень солнечная погода, огромное количество теней. Этого, конечно же, можно было бы избежать при не дистанционном формате, а при фестивале в формате наяву, - отмечает Анастасия Харебина.

Семья Узельман

Анастасия продолжает:

- Вот эта работа интересная, она выполнена на стене дома, что не является ошибкой. Здесь представлены красный угол русской избы и предметы быта, а также очень реалистично встроены в композицию участники.

Как видно, у всех семей были разные задумки, каждый участник по-своему подошёл к реализации работы, по-своему проявил свои творческие способности.

В фестивале была представлена не только русская изба, но и еще 7 других национальных жилищ: казахская юрта, бурятская юрта, якутская юрта, немецкий «HÜSS», белорусская хата, украинская мазанка и армянский глахтун.

К примеру, семья Коровиных изобразила казахскую юрту, а именно – казахское чаепитие. Кроме того, очень интересен национальный состав этой семьи.

Семья Коровиных

- Сама Асемгуль (хозяйка) не казашка, у неё папа – немец, а мама-казашка, у неё вот такая вот смесь получилась. Муж её тоже немец.

Заметим, что изюминка этого проекта в том, что нужно вспоминать о своих предках, разбираться, какие корни намешаны в твоём роду. Ведь вряд ли кто-то из нас каждую неделю или даже месяц вспоминает о своих корнях, о том, какие традиции были у предков, в какой одежде они ходили, какие вещи стояли у них дома. А этот проект и нацелен именно на сохранение национальной культуры внутри семьи. Нельзя не возвращаться к своим корням, нельзя их забывать. Возможно, какая-то семья до этого проекта и не знала, какие национальности есть у них в роду.

- Почему мы решили дать задачу участниками нарисовать именно дом? Потому что дом, национальное жилище – это сердце семьи, это место, где семья проводит огромное количество своего времени. Поэтому именно национальное жилище и именно семейный формат был выбран для реализации данного проекта.

Республика Казахстан представила не национальное жилище, а русские традиции со стороны казахов. Интересно, что Казахстан прислал нам именно работы на тему русских национальных традиций, а не своих, казахских. Эти рисунки отражают не национальное убранство, а национальный колорит.

Участие в фестивале республики Казахстан сделало его уже не межрайонным, а межнациональным, международным.

«Символ России - берёзка и она же символ весеннего праздника - Троица», Русский класс Общественного объединения «Славянский культурный центр» г. Павлодар, школы национального возрождения им. Каната Даржумана Ассамблеи народа Казахстана.

 Семья Рыбиных

- Вот тоже очень интересная семья, раньше они очень долго жили на севере, есть свои корни на севере, и им захотелось представить именно якутскую юрту, что не характерно для национальных жилищ Алтайского края.

Работы участников настолько живые и разнообразные! Можно увидеть, что якутская юрта, естественно, сильно отличается от русской избы. Она яркая, из теплой ткани, похожей на ковёр. Очень сильно напоминает палатку, однако эта ткань намного-намного плотнее, так как на севере, мы знаем, царствует лютый мороз. И смотрите, наши участники одеты также очень тепло: в шубах и в валенках. Это их национальная одежда. Рядом, видимо для дополнения красочного рисунка, изображен красивый северный олень, которого гладит отец семейства. Ведь, правда, очень интересно узнать, как живут люди в других уголках нашей страны? Спасибо этой семье за такую необычную работу!

Также, как ранее упоминалось, были представлены работы и с немецким домом. Кулундинский район не впервые сталкивается с немецкой культурой, так как на его территории есть несколько таких организаций, которые, непосредственно, и занимаются ею. Это и театр немецкой культуры «Радуга», и центр немецкой культуры «Журавушка».

- Что интересно в этой семье, так это то, что они представили реально ранее существующее домашнее убранство. На территории Ананьевского поселения Кулундинского района в 1910 году жила немка,  Елена Исааковна Зиберт, и эта семья изобразила внутреннее убранство именно её дома.

Семья Малородовых

- Также  интересная фотография. Они представили внутреннее убранство стандартного немецкого дома.

 Семья Кунцевич

- Конечно, не обошлось без белорусской хаты, которую представила семья Кунцевич  из села Михайловка. Светлана Кунцевич говорит:

«Мои бабушка и дедушка приехали после войны на Алтай из Белоруссии поднимать целину. Я ими очень горжусь, и поэтому нарисовали белорусскую хату».

 Семья Манукян

- Ну и финальной работой стал Армянский глахтун . Кажется, что это просто красивая, яркая, насыщенная работа, но именно эта работа, наверное, оказалась одной из самых масштабных, хотя, может, так и не скажешь. Однако всё это было сфотографировано на стремянке высотой метров 10, чтобы получилось захватить весь рисунок.

28 Сентября прошёл второй этап фестиваля – онлайн-семинар в Zoom, где организаторы встретились уже непосредственно  со всеми участниками.

- На семинаре участники или их кураторы представили свои национальные жилища. Там мы уже уже поговорили обо всех национальных жилищах в развернутом формате, говорили про корни тех семей, которые представляли свои работы. Тут же выступила в финале семинара руководитель славянского центра Павлодарской области с отзывов о нашем проекте. Ну и на такой приятной ноте мы завершили наш фестиваль, - резюмировала Харебина . -  Была очень разнородная обратная связь. Конечно, всем нравились эти работы, особенно жителям Кулундинского района, так как нам не привыкать к таким интересным мероприятиям. Где-то в районе 15 тысяч  просмотров было на все наши работы и на новости фестиваля только в двух социальных сетях: во «Вконтакте» и в «Одноклассниках».

Естественно, участники фестиваля оставляли отзывы. Они признавались, что  сложно зачастую заставить и детей, и мужчин участвовать во всех таких мероприятиях, где нужно долго что-то делать: искать костюмы, переодеваться в них, придумывать идею рисунка, отображать его мелками на асфальте, фотографировать. И, по словам Анастасии Харебиной, было много отзывов с благодарностью за то, что организаторы сделали этот фестиваль семейным.

Почти у каждого ребенка есть телефон, планшет, компьютер или все сразу. Многие дети перестают интересоваться тем, что происходит в реальном мире. Но в этом фестивале они вместе с семьёй переоделись в другую одежду, национальную, которую мы не носим в настоящее время. А когда переодеваешься в незнакомую одежду, то и чувствовать себя начинаешь по-новому.

- У детей сразу загорелись глаза! У них появилась куча вопросов: «А что это? А почему то? А как это? Мама, а в нашем роду правда есть казахи?». Поэтому выполнение такой работы оказалось очень интересным и познавательным занятием для детей.

Были и веселые отзывы, над которыми можно немного посмеяться.

- Нам приходил отзыв: «Мы прислали, мы отправили, посмотрите пожалуйста. Конечно, наша работа не лучшая будет на фестивале, но жизнь мы себе точно продлили, потому что всё это было очень весело!».

 Таков был отзыв семьи Машковских, для которых выполнение работы проходило очень комично, и они от души посмеялись. Посмотрите на мужчину с большой шевелюрой на голове и пушистой бородой! Он, видимо, пытается уместиться на печи, чтобы поспать.

«Печка греет, печка кормит, печка лечит», Октябрьский ПДК, филиал МБУК «МфКЦ» Кулундинского района  (семья Машковских)

- Поэтому были и такие отзывы: « Спасибо, что продлили нам жизнь!».

 «Мама, зови еще!»

«Мы с сыном с удовольствием  приняли участие в замечательном конкурсе, - рассказала нам Юлия Узельман. -  Для подготовки мы изучаем все, что связанно с прошлой жизнью наших предков. Я стараюсь привлекать своих детей, ведь в обычной жизни мы все -  таки мало интересуемся такими темами. А теперь  у моего  14-летнего сына Артема останутся на долго в памяти и наш Красный угол, большой самовар и люлька в которой я качаю малыша, а также наши наряды. Он сказал просто: «Мама, зови меня еще!»

 

Ольга Иванова

21.10.2020