Студенты школы Межэтнической журналистики встретились с профессором Мокшиным
Очередное практическое занятие курса «Опыт освещения межнациональных отношений молодыми журналистами» провели в Саранском отделении Гильдии межэтнической журналистики. Куратор курса Н.И.Петрушкин представил нам лектора – это доктор исторических наук, профессор, этнограф, член Совета старейшин Русского географического общества, уважаемый и известный человек в республике Мордовия Николай Федорович Мокшин. В ходе встречи мы рассмотрели проблемы сохранения этнической самобытности в регионах и стране в целом. Обсудили действующие в Российской Федерации программы, попытались дать ответ на вопрос: что могут сделать СМИ? Также подробно рассмотрели межэтнический компонент и потенциал внутреннего туризма, подчеркнули возможности соцсетей и региональных СМИ.
Кроме того, на занятии говорили о важности сохранения этнической самобытности, культуры народов России в период глобализации.
– Этнос – это не просто слово, оно лежит в основе науки этнографии, которая занимается изучением народов-этносов и других этнических образований, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальная и духовная культура, – подчеркнул Николай Фёдорович. – Нельзя путать понятия «народ» и «этнос». Что, к сожалению, очень часто происходит.
Лектор отметил, представителями этноса не рождаются, а становятся в процессе социализации. Это происходит не мгновенно, а с годами приходит через самосознание. Участники встречи подчеркнули этническое многообразие нашей страны. Профессор привел конкретные примеры из жизни разных этносов.
Очень интересно было слушать увлекательный рассказ Николая Федоровича об этнографической экспедиции, которую он провел в мордовском селе Шоржа (Армения). Там проживают молокане. Это группа людей, имеющих единые религиозные убеждения. Молоканство — одна из ветвей духовного христианства.
– Молокане России и других стран живут по своим правилам. Мирская жизнь так же объединяет их, как и духовная. Одеваются они единообразно. Женщины обязательно должны носить платки и длинные юбки. Мужчины не бреют бороды и надевают длинные рубахи. В поселениях строго соблюдают порядок и чтут традиции. Алкоголь не употребляют даже по праздникам. У них своеобразная кухня: они делают очень вкусный овечий сыр – пендир, вместо чая заваривают лепестки роз и шиповника, – поведал нам Н.Ф.Мокшин.
Николай Федорович рассказал об этимологии слов «мордва», «мокша» и «эрзя». Подчеркнул, мордва – это древнейший, уникальный народ, и каждому из нас надо гордиться тем, что мы принадлежим этому этносу.
– Мы – мордва, не русские, но россияне и патриоты нашей великой страны! И какие патриоты! – подчеркнул Николай Федорович.
В ходе беседы мы также рассмотрели проблемы этнотуризма. На мордовской земле сохранилось много уникальных древних памятников, у нас очень интересная флора и фауна. Диву даешься, какие уникальные археологические памятники здесь сохранились! Н.Ф.Мокшин подчеркнул, одна из главных задач этнотуризма – знакомство гостей республики с представителями мордовского народа, которые внесли значимый вклад в развитии не только Мордовии, но и всей Росси. Это Патриарх Никон, известный флотоводец Ф.ФУшаков, поэт, политический и общественный деятель З.Ф.Дорофеев и многие другие. Интересна и необычна история с. Чеберчино. В 1731 г. Александр Иванович Румянцев (отец будущего видного русского полководца П. А. Румянцева-Задунайского) вместе с семьей прибыл в Чеберчино, «алаторскую вотчину», дарованную молодому генералу Петром I за «усердие и преданность».
- Вся Россия должна гордиться этими людьми, - подчеркнул Николай Федорович.
Со своей стороны хочу отметить, что встреча прошла в очень интересном и непринужденном формате.
Наталия Козлова
Отделение «Филология. Отечественная филология (язык и литература народов России (мокш/эрз), русский язык и литература), филологического факультета Мордовского университета имени Н.П.Огарёва
Школа межэтнической журналистики
«Опыт освещения межнациональных отношений молодыми журналистами»
г.Саранск