О кумандинских «амазонках», гусином пере и играх генетики

О кумандинских «амазонках», гусином пере и играх генетики

Вот уже третью субботу подряд в Алтайском Государственном университете проходят занятия в школе межэтнической журналистики. На этот раз к нам приходила  Наталья Арсентьевна Глухова - руководитель информационного центра Алтайской региональной общественной организации кумандинцев «Тореен Чер». Наталья Арсентьевна рассказала о коренном  малочисленном народе Алтайского края — кумандинцах.

«Кумандинцы (самоназвание къуманды, къубанды, къуўанды, къувандыг) — народ, живущий в Алтайском краеРеспублике Алтай и Кемеровской области России.

По данным переписи населения 2002 года численность кумандинцев в Алтайском крае (вдоль реки Бия: Бийский, КрасногорскийСолтонский районы) составила 1663 человека. Всего по России — 3114 человек.»

Занятия и хозяйство

Занимались кумандинцы, помимо охоты, собирательства, еще и мотыжным земледелием, разводили лошадей. Постепенно, под влиянием русского населения, переходили к плужному земледелию. Сеяли вручную, но вместо ножа при жатве применяли уже серпы. Кумандинцы либо покупали их у русских, либо изготавливали сами. Хлеб обмолачивали цепами, веяли на ветру, подбрасывая зерно деревянной лопатой вверх. Хранили хлеб в амбарах, построенных по русскому образцу. Сеяли пшеницу, рожь, овес, гречиху.Постепенно земледелие превращалось в главное занятие кумандинцев. Они перенимали у русских  навыки огородничества.

Охота на крупного лесного зверя обеспечивала их мясом. Шкура шла на шитье обуви; пушной промысел также приносил основное средство для уплаты ясака. Охотились на маралов, косуль и на медведя.

В местных реках и озерах ловили хариуса, тайменя, щуку, окуня, карася. Имели специальные рыболовные снасти.

Занимались пчеловодством. Диких пчел обнаруживали, выставив миску с медом - пчелы напивались и летели в дупло. Охотнику надо было только проследить за ними. Затем для диких пчел делали специальные "дуплянки" в виде колод.

Туризм

Кумандинцы очень гостеприимный народ. Каждый год в Красногорском районе они принимают у себя большое количество туристов, рассказывают им о своих обрядах и обычаях. У них есть один старый обычай. Принимая гостей, хозяйка дома раскуривала трубку (разрешалось курить уже с 15 лет), тем самым показывая свое доброе расположение и удовольствие от того, что к ней пришли гости. Как бы раскуривала трубку мира.

 У индейцев, кстати, такой же обычай. И отсюда, как утверждает Наталья Арсентьевна – многие журналистские ошибки:  «Один журналист написал –«кумандинцы переняли у индейцев обычай раскуривать  трубку мира».

Но не мы к индейцам ходили за океан, а они отсюда ушли очень давно. Так что нельзя писать – будто кумандинцы что-то взяли у индейцев. Это вопрос о компетентности журналиста. Если заниматься этнической журналистикой – нужно быть очень дотошным.  Если вы серьезно занимается  какой-то темой,  будьте аккуратными и все проверяйте».

« Корни кумандинского народа – сложны. Мы точно не можем сказать, от какого народа мы ведем свою историю. Через Северный  Алтай проходили многие племена, и  тюрки, и монголы.  И кеты были в нашей истории. Хотя кетских слов осталось в нашем языке очень мало. Есть иранские корни,  скифские. Они оставили большой след в нашей культуре. Это орнаменты, материал из которого шьется одежда…»

Одежда

В 90-е годы в Средней Азии продавалась специальная ткань для пошива одежды кумандинцев. Тонкая шесть с с набивным рисунком. Больше такая ткань не производится. На свои костюмы они берут материалы в Монголии и Белоруссии. В Кош-Агаче мы берем ткань на пальто, шапки  и на сапоги. Набивной атлас – очень красивая ткань. Белорусы привозят чистые льняные ткани и ткани из крапивы.

«У нас сложилась  культура вязания одной спицей. Мы думали, что это чисто наша культура. Но в Москве на фестивале малых народов познакомились с литовцами, которые тоже вяжут одной спицей. Причем и у нас,  и у них – игла сделана из гусиного пера.   Обмен культурами, перемещение народов – все взаимосвязано. Наши народы живут далеко друг от друга, они разные – но есть то, что связывает», - говорит Наталья Арсентьевна.

 Одежда кумандинцев очень практична и удобна.

«Мои предки – кочевники.  Одни спустились с гор, другие пришли сюда с берегов Иртыша и Томи.

 Мы возродили национальные виды спорта. Заарканить лошадь, стрельба из лука. 

Обрабатываем и долго храним конину. Есть рецепты. Основа национальной кухни  - сохранение продукта.

Национальные напитки – травяной чай. Дикая малина, калина, черемуха. Иван-чай. Много лекарственных трав. Но не надо большое количество травы соединять вместе, - советует Наталья Арсентьевна:

«Моя бабушка дома  заваривала бадан  и душничку. И больше ничего. Или чай из малины, смородины и душнички. Культура заваривания чая – деликатная. Не отравиться бы. Бабушка малину промывала, потом ставила  в русскую печь чайник, наполняла листьями и теплой водой. Листья томились. Потом она вытаскивала, и листья не сушились, а вялились. А сухие просто  потеряют вкус…»  

Кумандинские пельмени  - из нескольких видов мяса. Конина и немного свинины.  Конина- мясо деликатное. Оно не мягкое, не имеет запаха, легко переваривается организмом и дает силы.  Кто-то считает есть конину дикостью.  Но они вкусны и калорийны. Есть такая брюшная прослойка – казы. Оно придает мясу деликатную, жирную констистенцию.  Это тоже из кочевой культуры. Передняя часть юбки короче задней. Женщина-хозяйка. У печки, надо наклоняться. Длинное заднее полотнище закрывало женщину от ветра, берегло.

И для верховой езды и охоты тоже хорошо. Кумандинские амазонки жизнь проводили в седле. .Это все для удобства в седле – подол под себя – и все. И мы завоевывали страны. И нас завоевывали. Но мы сохраняем здоровье.

Свои соревнования. Лыжи у нас свои, охотничьи, широкие, подбитые шкурой. С одной палкой бегут. Потому что в другой руке охотник держит ружье и мешок. А на конце палки – как бы ложка. Он ею достает то, что попадает в капкан.

Еще наш вид спорта – на санках мы везем груз. На скорости.

Как правило, женщины носили специальные юбки, длинные  сзади и укороченные спереди. Очень удобные.

Свадебные обычаи

Свадьба проходит по сговору. Обязательно был калым со скотом, одеждой, утварью. На свадебном празднике не присутствовали родители невесты. «Они отдали и все. Это уже не наше. Снабдили дочку одеждой, постелью, скот», - говорит Наталья Арсентьевна. На свадьбе мог присутствовать только брат матери (дядя невесты). Родители приглашались в гости в другой день.

У невесты были подружки. В день свадьбы в аиле (временное конусообразное помещение, обмотанное тканью) они расплетали ей все косы, заплетали две и закрывали платком. С этого времени платок больше не снимался.

Семья

Семья для кумандинцев – это не папа, мама, я, а это все родственники. Как правило, жили они тоже все вместе.

Очень долгое время в этом народе сохранялся матриархат и до сих пор позиция женщины в семье достаточно высокая. Мать – непререкаемый авторитет. Никто не смел ей перечить и грубить.

За волосами ухаживали очень тщательно. Девочки могли заплетать нечетное количество косичек. У моей мамы были очень толстые косы.  Строился аил, на стольчик садилась невеста – и ее подружки расплетали ей косы, а потом заплетали три раза. И накрывали платком. И его она не снимала до самой смерти.

Женщина всегда в платке почему – она всегда возле пищи, детей, по хозяйству. Волосы должны быть в порядке! Их заплетали лентами. А еще собирали волос, который выпал, делали из него косичку и закрепляли свои косы. Я помогала в детстве это делать.

Женщину в семье мужа принимали очень хорошо. Но она не смела смотреть на свекра. Не называла его никак. Не общалась никогда. Ни словами,  ни делом не соприкасались. Все общение – через мужа и свекровь.

Фольклор

Устное народное творчество кумандинцев, равно как и их искусство, к сожалению, изучено плохо. Наиболее распространенными типами фольклорных произведений являлись в прошлом песенные четверостишья (такпак), различного рода бытовые и волшебные сказки (чорчок), а также эпические произведения (кай).

 

Язык утрачивается. Ассимиляция сильна. Внешний облик народа не однотипен. Дети разные абсолютно. В наших генах есть светлые высокие люди.  Есть чисто монгольский тип, есть иранский.  Через поколения все проявляется. Мы иногдла чсмотрим друг на друга – в одной семье половина европиоидные, в других – смешанные.

Даже на примере моей семьи – дед у меня высокий, белокурый, синеглазый, белокожий. Бабушка Катрина – чистая иранка.  Высокий нос, огромные глаза. До старосчти была красавицей. С дедом  они абсолютно непохожи. Мама моя белокожая и синеглазая. А три брата – иранцы, бабушкина копия…

Мой дядя когда служил в Германии, его звали персом.  В наших селах на вид абсолютно русские женщины – а кумандинки. Игры генетики... 

Жилища кумандинцев

Основным типом зимнего жилища кумандинцев в первой половине 19 века была землянка. Летом жили в юртах, покрытых корой.

Перспективы сохранения кумандинцев как этноса

Законодательные акты последних лет, определившие правовой статус кумандинцев, способствуют дальнейшему развитию возрожденческого движения. Особенно активно оно заявляет о себе в Алтайском крае, где сосредоточено большинство кумандинцев. В данное время действует в регионе общественная организация «Объединение кумандинцев Алтая. Основная цель организации – сохранить этнос, возродить язык, защищать законные интересы  народа.



Екатерина Жолнерова