Символ культуры. Символ детства

   Символ культуры. Символ детства

 - Внуча, иди кушать! - кричит бабушка из соседней комнаты. Девочка уже чувствует аппетитный запах блинчиков и, отбросив в сторону скакалку, мчится на кухню. Стол ломится от угощений, бабушка как всегда постаралась. Улыбнувшись, девочка заняла свое место и взяла в руки деревянную ложку, которой бабушка обычно раскладывала по тарелкам домашнее кислое молоко.

Никто точно не знает, сколько лет этой ложке, даже сама бабушка уже не вспомнит, откуда этот столовый прибор в их семье. Рисунок давно стёрся под натиском времени, а небольшая трещинка, как морщина на лбу старого человека, пролегла на ручке, сделав её шершавой.

Эта девочка – я. Прошло много лет, но я до сих пор помню, как каждый раз  рассматривала эту старую  деревянную ложку и каждый раз находила что-то новое в этом обычном предмете.

 Сейчас я выросла, времена изменились. Теперь, когда я приезжаю к бабушке, я вижу на столе лишь металлические столовые приборы, к которым мы все так привыкли.  Но эта деревянная ложка стала для меня неким символом детства и ассоциацией с русской, народной культурой.

 

Эту ложку я вспомнила, как только на занятии в Школе межэтнической журналистики наш руководитель Мария Андреева озвучила тему задания. Ее, оказывается, тоже вдохновила личная история - воспоминания о бабушке и её прялке, которая и стала для самой Марии Александровны атрибутом русской культуры.

  Прялка знакома человечеству со времён Древнего Рима. На Руси самопрялки впервые  появилась в XV веке. За несколько веков они пережили много усовершенствований.  Прялки считались лучшим подарком девушке от жениха. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене.

Сейчас же прялки значительно отличаются от тех, что были раньше. И конечно, они уже потеряли тот глубокий смысл, который в них закладывали наши предки.

Возможно, кто-то скажет, что сейчас эти инструменты и вовсе не используются в быту, но это не так. Я родом из села Пески Воронежской области, и у нас прялки частенько применяют в повседневной жизни. Моя мама занимается вязанием, и конечно, у нас дома есть электропрялка. Она в разы меньше и удобнее своих прародительниц и требует от мастерицы намного меньше энергии.

На мой взгляд, прялка вполне может считаться символом русской национальной культуры.

 

А вот ещё одна представительница русского народа – народный мастер Воронежской области Елена Матвеева считает, что однозначно ответить на вопрос "какой предмет у вас ассоциируется с культурой русского народа?" нельзя.

 - Одним предметом ограничиться невозможно. Это целая культура. Это характер. Но если подумать…. В принципе, любой предмет, который нас окружает, мы можем найти в культуре других народов. Я думала, что же такое действительно есть у русского народа, чего нет у других...Наверное, есть почти всё, а вот русской печки нет нигде. Русской печки и валенок. Вот эти два предмета, на мой взгляд, характеризуют  русский народ, - считает Елена Геннадьевна.

 

А ведь и вправду, печь и валенки издавна считаются основными атрибутами русской культуры. Раньше домашний уют избы на Руси во многом создавался именной печкой. Она же имела множество функций.

Во-первых, она спасала от холода.

Во-вторых, была главной кормилицей дома.

Валенки тоже играли немаленькую роль для русского человека. По словам Елены Геннадьевны,  они не только согревали ноги, но даже лечили: "Валенки действительно влияют на сосудистую систему, если носить их на босу ногу.  Вот интересный факт: Пётр I на следующий день после обильного алкогольного возлияния требовал, чтобы ему принесли валенки, и обувал их на босую ногу. После этого, он опять был работоспособен".

 Наверное, именно предметы – символы  русской культуры лучше всего знакомы жителям нашей страны. А как же другие народы? Какие атрибуты повседневной жизни и культуры могут представить их? С этим вопросом мы обратились к жителям разных уголков России.

 

Коми – охотничья амуниция

 Сначала отправимся в республику Коми. Вот что ответил нам  Вячеслав Попов, житель этой республики.

 

 

 - Коми - народ охотников. И естественно, во все времена мужчины вели охотничий промысел, уходя на огромное расстояние от своих домов. Если летом перемещались на лодках, то зимой на лыжах. У нас их называют «лямпы». Вот они и ассоциируются с культурой нашего народа в первую очередь. А еще койбедь и лаз. Койбедь - это специальный охотничий посох, который используют вместо лыжных палок. А лаз- это такая жилетка. Она сделана из кожи. Сзади отделение, куда вставлялся топор, а спереди можно было класть сумку с порохом.

 

Вячеслав Васильевич, отмечает, что лямпы до сих пор используются в быту. Он охотник и ходит на зимнюю охоту как раз-таки в лямпах.

 

 Марийцы – волынка и гусли

 Наталья Пушкина, директор Республиканского Центра марийской культуры, рассказала нам о своем национальном костюме:

 

 - Для меня Марий Эл – это, прежде всего, национальный костюм. Также, как и марийская волынка и, наверное, гусли.

 Основной цвет марийского костюма - белый, с вкраплениями красной, чёрной и коричневой вышивки. Она зашифровывает в себе ритуальные символы, приносящие удачу.

   Шувыр, или марийская волынка, также имеет свои особенности. В отличии от большинства волынок других народов, марийская делалась не из шкуры козы, а из бычьего или лошадиного пузыря. Вот почему, она размером поменьше и звучит не так громко. Играли на шувыре исключительно мужчины. Это, кстати, роднит их с гуслями, на которых изначально тоже играли только мужчины.

 

 Калмыки – пиала и четки

 О символах-предметах своего народа нам рассказал руководитель отделения

 Гильдии межэтнической журналистики Калмыкии Санал Шавалиев:

- Один какой-то предмет выделить, конечно, невозможно. Представлю несколько. Первый, наверное, буддистские чётки, состоящие из 108-ми бусин. Они есть практически в каждой семье. А из бытовых предметов - пиала.

 

Традиционно пиала вытачивались из дерева и отделывались серебром. Из неё во все времена пили знаменитый  калмыцкий чай. Особое отношение к чаю  как к божественному напитку определило специфику чайного ритуала калмыков. Существует множество канонов, связанных с церемонией приготовления и преподношения калмыцкого чая. Например, человек, подносящий чай, должен держать пиалу обеими руками на уровне груди, тем самым демонстрируя своё уважение к гостю.

 А вот четки для верующих калмыков - это необходимый атрибут совершения молитвы. Они могут быть сделаны из различных драгоценных камней - лазурита, коралла, опала и т.д.

 

Все народы разные и каждый уникален по-своему. Безусловно, нас объединяет общая история, менталитет, привычки и образ мышления. Но есть и что-то свое. Узнавать о том, как живут другие народы, какие у них обычаи и традиции бездумно интересно.

А что  о своем народе рассказали бы вы?

 

Галина Данилова

 15.10.2020