Чеченцем быть трудно

Чеченцем быть трудно

193 - именно столько народов проживает на территории России. У каждой национальности свой язык и традиции, своя история. Большинство народностей малочисленны и живут на ограниченных территориях. Однако, есть семь народов, численность которых более миллиона – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.

Несмотря на это, большинство из нас мало что знают об особенностях каждой национальности, а это на самом деле очень интересно и увлекательно.  Например, знаете ли вы, что такое тейпы или адаты? Об этом и о многом другом рассказал студентам Школы межэтнической журналистики в Чебоксарах представитель чечено-ингушского культурного центра «Вайнах» Салман Майрукаев.

- Салман Султанович, как вы оказались в Чувашии?

- В 1994 году, 9 августа я прилетел самолетом из Внуково в Чебоксары. Почему я запомнил эту дату? 1994 год, вы знаете, - начало боевых действий Первой чеченской компании. В связи со сложившимися политическими, экономическими обстоятельствами аэропорт города Грозного был закрыт для полетов. Однако я смог вылететь из Грозного в Баку, оттуда в Москву и из Москвы сюда.

- За столь долгое время Вашего пребывания в нашей республики, вы наверняка отметили для себя общие черты чувашского и чеченского народов.

- Из общего отмечу главное – уважение к старшим, уважение родителей к детям, детей к родителям. Если бы общего не было, то мы не прижились бы здесь

- Как в Чечне относятся к русским?

- Хорошо относятся. Вот знаете, до войны у нас 75% населения в Грозном были русские. У меня в классе учились только трое чеченцев, четверо ингушей, остальные - русские, армяне, евреи.

- Есть выражение «нохчи хилла хала ду» что значит – чеченцем быть трудно. Почему?

- Чеченцем быть трудно, потому что есть некоторые запреты и табу, которые строго наложены на чеченцев. В первую очередь - никогда в жизни не перечить своим родителям, уважать старших. Что бы они не говорили, какими бы не были – если старший сказал, так и должно быть. Иногда бывает, что ты должен переступать через себя, но придерживаться этих традиций.

- У народов Северного Кавказа очень горячий темперамент. И когда спрашиваешь у чеченцев, армян, осетин: «почему?», все отвечают: «такое воспитание». В вашей культуре большую роль занимает воспитание мужчины. Можете объяснить, почему молодые люди у вас «горячие»?

- Практически весь мир когда-то был завоеван татаро-монголами. Практически все народы были под их игом, кроме чеченцев и ингушей. Мы никогда не были никем завоеваны. Никогда! И даже сейчас чеченцы считают себя никем не порабощенными. Нам никто не навязывает никакие условия. Всю жизнь Кавказ был горячей точкой: с одной стороны -Турция, с другой – Иран, с третьей - Россия. И всю жизнь приходилось отстаивать свое, свои интересы, свою землю. Мои дети занимаются силовыми видами спорта: старший борется, младший борется (смеется).

- То есть, обязательная часть воспитания мужчин – это борьба?

- Нет, это не обязательно. Однако мужчина должен уметь защитить свою семью: свою жену, свою мать, своих родственников. Он не обязательно должен быть победителем, но он должен уметь защитить.

Через танец мы передаем свою культуру

- Горные народы всегда умели сохранить свою культуру, несмотря на изменения внешней обстановки.

- Где бы мы ни были, как бы тяжело нам ни было, свою культуру, обычаи, традиции мы стараемся сохранить. Даже во время высылки в Казахстан, чечено-ингушской войны мы сохранили свои танцы, свои обычаи и традиции. И здесь, в Чувашии, хоть нас и немного, мы стараемся максимально придерживаться всех наших культурных традиций.

- Все чеченцы должны уметь танцевать лезгинку?

- Я вам скажу одну вещь, если чеченец скажет: «Я не умею танцевать лезгинку», это будет равносильно тому, что он не умеет разговаривать на своем родном языке. У нас с малых лет учат лезгинке детей, особенно мальчиков. Через танец мы передаем свою культуру, свое уважение к людям, свое уважение к женщине – все наши эмоции, которые находятся за занавесом, передаются через танец.

- Когда Вы приезжаете в Грозный, чем занимаетесь там?

- В Грозном у меня живут три сестры и много-много родственников. В первый день я иду к родственникам. Во второй день иду на кладбище, на могилы родных. Это обязательно. Своих детей с собой беру, чтобы они знали, где похоронены их близкие. А потом уже по друзьям, на третий, четвертый день.

- А какие у Вас самые любимые места в Чечне? Что Вы посоветуете посетить обязательно?

- Если я назову определенное место, то могу обидеть какой-то род. У каждого рода есть свое любимое место. И каждый человек скажет: «Это самое красивое место у нас в Чечне». Езжайте в горы! У каждого рода есть своя гора и своя родовая башня.

Тейп для чеченца важнее паспорта

- Весь чеченский народ поделен на тейпы. Можете рассказать об этом подробнее?

- Тейпы – это группа людей, не обязательно всегда родственников, они могут проживать в разных уголках республики и даже не знать друг друга. Однако нет родства более обязательного и требовательного, чем братство по тейпу. Мужчина из тейпа не имеет права жениться на женщине из своего тейпа. Они считаются как бы родственниками. И если между представителями разных тейпов произойдет ссора, то это кровной местью распространится на весь тейп, а в тейпе может быть до 10 тысяч человек, до 100 тысяч человек. Мой тейп по численности занимает второе место в Чечне. Численность тейпа рассчитывается по количеству мужчин.

- Вы упомянули кровную месть. Она все еще существует?

- Конечно. Причины для кровной мести очень веские: умышленное убийство, надругательство над девушкой из своего тейпа. Это никогда не прощается. Кара тейпа намного серьезнее, чем кара государства. В некоторых случаях кровная месть необходима на Кавказе, в связи с жесткими условиями, в связи с горячим темпераментом. Эта боль сохраняет баланс. Я не приветствую кровную месть, не возвышаю ее, но я знаю, что в любое время я могу понести наказание. Не ждать, пока меня через два года осудят или отпустят, мой обидчик будет невиновен. Все равно кара возмездия будет когда-нибудь осуществлена. 

В любом конфликте страдают простые люди

- 23 февраля 1944 года была чеченский и ингушский народ пережили страшные испытания. Депортация коснулась вашей семьи?

-Знаете, в Чечне, в Ингушетии нет семьи, которой бы эта беда не коснулась. Это очень сильно коснулось нас всех. Я вам больше скажу, одна моя бабушка похоронена в снегу, во время ссылки в Казахстан, по дороге. Вторая бабушка похоронена в мешке в песке уже в Казахстане. И обе умерли с голоду, от болезней. Это всех коснулось. Это геноцид, это выселение, это преступление против человечества было. Такое происходит практически со всеми народами.... Не могу сказать, что террор, репрессии не обошли чувашский народ, потому что если посмотреть список жертв, то сначала идет фамилия моего дедушки, а рядом с ней фамилия жителя Чувашии. Они рядом стоят в списке репрессированных.

- Сейчас очень неспокойно между представителями разных национальностей, идет война между азербайджанцами и армянами. Что вы думаете по этому поводу?

- В любом конфликте страдают простой народ, простые люди. В любых конфликтах, за их занавесом, стоят чьи-то экономические интересы. Любая война порождает нищету и голод, потом мы тяжело восстанавливаем это. Это деньги, это бизнес, я считаю.

Беседовала Анна Данилова

5.10.2020