Квашеная рыба и другие прелести этнотуризма в Республике Коми

Квашеная рыба и другие прелести этнотуризма в Республике Коми

На одном из занятий школы межэтнической журналистики мы слушали лекцию Натальи Макаровой, руководителя отдела туризма Министерства культуры Республики Коми. Она вдохновила меня написать данную статью. Я узнала довольно много вещей, начиная с определений этнос, этнография и этнотуризм, и заканчивая подробностями съемок нескольких сюжетов в Республике Коми. Хочу поделиться с вами тем, что действительно меня заинтересовало.

Начали мы с определения этноса – группы людей, наделенных общими признаками. Продолжался он и рассказом об этнографии, части исторической науки о материально-духовной культуре. Особенно мне приглянулся этнотуризм – путешествие с целью погружения в другую культуру. Люди им занимаются, чтобы узнать и найти свои корни, места рождения их родителей и даже проводят тест ДНК, чтобы определить свою национальность. Результаты теста могут быть совершенно непредсказуемы. Например, нам рассказали про видео, где люди осуждали национальности до теста, однако после были растроганы и потрясены их итогами. Они осуждали сами себя, не зная своего происхождения. Я считаю, что нужно развивать этнотуризм хотя бы для того, чтобы знать себя и своих предков.

Из разговора выяснилось, что существует множество возможностей и способов этнографического туризма. Среди них можно выделить гастрономический туризм, где ты ездишь в самые разные и живописные места, живешь в семье и познаешь быт именно через домашнюю, внутреннюю обстановку. Особенно мне запомнился пример с иска чери, дословно «рыба с запахом». Ею угощали туристов, и она им не особо понравилась. Даже сами жители села не жалуют своеобразный деликатес. Рыба, приготовленная по такому рецепту, не солится, а «квасится» закопанной в землю. Хочется отметить, что в Усть-Цильме ее называют дука чери, что переводится как «рыба с душком». Аромат и состав блюда никак не меняется, готовят они одинаково.

Благодаря этнотуризму достигается устойчивое развитие территории, поскольку в приеме туристов участвуют местные жители. О неизвестных местах узнают все больше, к ним растет интерес. Приезжают и съемочные группы федеральных каналов, которые хотят запечатлеть живописные места, их колорит.

Однако не все получается по плану: имеет место так называемый «кич», согласно которому быт местного населения представляется не таким, какой он на самом деле. В угоду «картинке» съемочная группа может попросить поставить лошадь возле чума, что во время съемок оскорбило жителей Ижемского района. Или надеть кокошники на девушках, где их отродясь не носили. Также приезжие могут невольно оскорбить или осквернить некоторые места или предметы в населенных пунктах. Так, в Усть-Цильме туристы посягнули на «священный грааль» в виде колодца-журавля, из которого могли пить только местные жители-староверы. Инцидент разрешился, однако неприятный осадок остался. Думаю, стоит сначала подготовиться к поездке и узнать, что трогать или говорить нельзя и только потом писать статьи и снимать материал на телевидение, особенно если ты журналист.

Тем не менее, многие сюжеты удаются. Они представляют собой призыв к познанию быта других народов и единству мира, где каждый имеет право изучить культуру и традиции друг друга. Тот же музей Республики Коми, входящий в десятку лучших музеев России, заманил француза новозеландского происхождения Шеймаса Керни и его съемочную группу вместо обговоренных 20 минут на все 120. В итоге организаторам пришлось едва ли не силком вытаскивать иностранцев из локации. Это подтверждает статус Национального музея, богатого материалом о культурном наследии Коми народов.

Это не единственный пример международного взаимодействия. На мировой уровень вышли выставки первого туристического бренда «Эко-Республика Коми». Также были сняты несколько сюжетов для телевидения, которые приобрели всемирную огласку и послужили рекламой для иностранных туристов. До сих пор их можно найти в топах поисковиков.

В заключении Наталья Макарова подчеркнула, что очень важно чтить традиции и знать культуру разных народов. Это поможет в дальнейших научных исследованиях или даже в обычных разговорах со знакомыми. Так мы узнаем друг о друге как можно больше и сможем сохранить память о предках, передавая ее будущему поколению.

 

Милана Паршакова

15.10.2020