"Я еду в Армению, но через две недели хочу вернуться на Алтай"

"Я еду в Армению, но через две недели хочу вернуться на Алтай"

28 сентября в рамках «Школы межэтнической журналистики» состоялась встреча с руководителем Союза Армян Алтайского края  Гариком Геворгяном.

 Сначала  Гарик Геворгян  рассказал о творческой, образовательной и спортивной деятельности Союза Армян, в которой, кстати, может поучаствовать любой желающий. Затем участники школы межэтнической журналистики задавали  вопросы. На вопрос о том,  почему большая часть диаспоры проживает за пределами своей исторической родины, собеседник ответил как настоящий фаталист:

«Не знаю, судьба у нас такая. На моем примере: мой отец строитель, уезжал на сезон на заработки, построил пол-Горняка; купил дом, занялся выращиванием цветов и, в конце концов, удалось ему обосноваться тут. Некоторые во времена Сталина были переселены, другая часть самостоятельно из Советской Армении за границу уехала. Так сложилось исторически».

Армянская диаспора входит в первую пятерку народов, населяющих Алтайский край. Не секрет, что представители этого народа внесли немалый вклад в развитие края, это не только строители, дорожники и бизнесмены, но и люди науки: Шарген Мкртчян – основатель Научного городка, Баграт Саркисян - доктор медицинских наук, профессор, декан факультета усовершенствования врачей АГМУ.

Порой этностереотипы оказывают мощное влияние на восприятие человека. Гарик Меграбович рассказал нам о том, как складывались взаимоотношения с другими народами: «Я не ощущал к себе какого-либо презрения. Существует некий костяк народов, которые участвуют в одних мероприятиях, за долгие годы такой практики нам удалось найти общий язык и сдружиться. Более того, существуют ведь смешанные браки. Очень много русско-армянских семей».

После этого сразу же был задан вопрос о принятии русских в армянскую семью, ведь в обществе существует точка зрения о том, что, как правило, кавказские семьи не принимают русских невест и женихов. «Такого, мне кажется, никогда не было. Этот вопрос остро никогда не стоял, ни в советское время, ни сейчас. Тем более, молодые люди принимают решение пожениться уже взрослыми, им друг с другом жить, как тут можно запретить? Единственное какие-либо традиции и обряды могут отличаться, это, наверное, может стать барьером. Тем не менее, смешанных семей очень много, и в России в целом, и в Алтайском крае» - рассказал Гарик Меграбович.

Армянский народ почитает свои традиции и обряды, особенно церковные. Руководитель Союза Армян Алтайского края отметил, что венчание является важным элементом бракосочетания. Он, например, венчался намного раньше, чем пошел узаконивать брак в ЗАГС. К слову, в начале 2010-х гг. в Армении вышло постановление Правительства, в котором венчание приравнивается к регистрации в отделе ЗАГСА.

В ходе встречи, конечно, не удалось обойти довольно сложный и стоящий на повестке дня вопрос о конфликте Армении и Азербайджана. Вот что думает по этому поводу Гарик Меграбович: «Этот конфликт длится уже давно, с конца прошлого века, и я лично не знаю, откуда все это берется. Мы, диаспора, не можем влиять на это. Это все инициировано сверху. Кто прав, кто виноват – не знаю. Простые люди здесь страдают в первую очередь. Армяне и азербайджанцы на Алтае всегда мирно жили, мы участвуем в совместных мероприятиях, совместно с властью ведем работу в этом направлении. Живу здесь с 1986 года и никогда не сталкивался с конфликтными ситуациями между этими народами».

Тем армянам, которые живут в Алтайском крае достаточно долго, конечно, уже удалось адаптироваться здесь. Диаспорой было организовано свое общественное объединение, готовое принять соотечественников, а также познакомить другие народы с их культурой и бытом армян. Армяне Алтайского края чувствуют себя здесь как дома, активно участвуют в жизни региона и уважают представителей других этносов.

Пообщавшись с Гариком Меграбовичем, удалось развеять некоторые мифы и понять, что этностереотипы не должны быть преградой для знакомства и общения. Мы можем отличаться цветом кожи, строением лица, быть носителями разных языков. Однако, в этом наша уникальность, каждый имеет собственный внутренний мир, чаще всего отличающийся от внешней «оболочки», и особенно от общественных предрассудков.

 

Дарья Петрова

30.09.2020